Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


ВЕЛИКАЯ СРЕДА 28.04.2021

ВЕЛИКАЯ СРЕДА

В Великую среду в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары братия в священном сане, во главе с наместником архимандритом Василием (Паскье) совершили Литургию Преждеосвященных Даров и таинство Соборования в главном храме монастыря, в честь Святой Живоначальной Троицы.

По окончании богослужения отец наместник обратился к молящимся с пастырским словом. 

Поклоны Великого поста сегодня завершились. Теперь преклоним колени свои только перед плащаницей.

Четыредесятница закончилась в Вербное воскресение, когда древние палестинские монахи вернулись в свои обители из странствия по пустыни.

Авва Зосима, излагая житие преподобной Марии Египетской упомянул о Палестинской традиции на Великий пост уходить в пустыню, и возвращаться в монастырь только к Недели ваий.   

Такую традицию ввел преподобный Евфимий Великий. После празднования памяти преподобного Антония Великого монахи уходили в пустыню. Потом правила смягчили, и расходиться из монастыря стали непосредственно в воскресение перед началом поста. И прощались братия друг с другом, словно расстаются навсегда. Потому что бывало, что и не возвращались из пустыни, на кого-то звери напали, кто-то сам преставился. Отсюда и берет начало прощеное воскресение. Братия просили прощения друг у друга и уходили в разные стороны, чтобы не встречаться, и не искушаться. Если иногда кто завидит брата своего вдали, спрячется, чтобы не мешать своему брату в умном молитвенном делании. Только игумен монастыря знал, кто чем будет заниматься в это время, потому что он был духовником братии и каждому благословлял только тому полезный подвиг. Мы узнали, как во время одного из таких постов, промыслом Божиим, старец Зосима встретил в пустыне Марию.

В Лазареву субботу братия собиралась обратно в монастырь, и даже в богослужебных текстах это зафиксировано. В пятницу, накануне Лазаревой субботы мы поем тропари канона утрени:

«В пусты́нях и гора́х, и в верте́пех су́щии, прииди́те собери́теся с на́ми ваиено́сцы, сре́сти Царя́ и Влады́ку: гряде́т бо спасти́ ду́шы на́ша» (Пе́снь 5) …

«Се́ угото́вася Христо́с предста́ти Иерусали́му, и́же в гора́х вси́ и пусты́нях, собери́теся мона́си, того́ ра́достию усре́сти, со все́ю поднебе́сною» (Песнь 9).

Возвращалась братия в монастырь, набравшись благодати, опыта, а самое главное, горящей любви ко Господу, с очищенными сердцами. И с этой силой они были готовы встречать Господа, возглашая:

«Осанна! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!»  (Мар.11:9,10). А так же они все готовы были, как апостол Фома сказать: «Пойдем и мы умрем с ним» (Иоан.11:16). Конечно, смерть здесь в духовном смысле, чтобы тело умерло. Отцы наши знали, что такое умирание тела. Сорок дней в пустыне они молились, подвизались, постились, так что, возвращаясь в монастырь их можно было сравнить с ангелами бесплотными. Как преподобная Мария Египетская много лет прожила в пустыне. Могла передвигаться быстро, как ангел, ходить по водам. И, что очень важно, в последний день жизни своей, она приняла Святых Христовых Таин. А после того, как она соединилась с Женихом, с Ним она и перешла в «Чертог украшенный». До того она не могла туда перейти, потому что не имела брачной одежды - не покаялась до конца. А приобрела одежду, когда от ее собственной одежды уже ничего не осталось, все истлело от холода, зноя, дождя, ветра, пота. Она нагая совершенно. Рождается человек тоже голый.

В этой невинности она готова была принять Тело и Кровь Христовы и облачиться, именно, во Христа.

Скоро, в Великую субботу, мы будем петь «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся...».

Если мы следуем за службами Страстной седмицы, следуем за Иосифом прекрасным, которого мы вспоминали в понедельник. Он для того, чтобы избежать греха, оставил свою одежду и сбежал голый. Стыд его не остановил, более страшно было согрешить. А Адам согрешив, застеснялся своей наготы. Увидел себя без Божией благодати и скрылся. Преподобная Мария обрела уже благодать Божию, как одежду, и она не стеснялась своей телесной наготы. Только не хотела представать перед взором человека, который еще имеет другое видение. Тогда старец снял свою мантию и покрыл ее, чтобы общаться не смущаясь.

Но сегодня за богослужением мы вспоминали подвиг великой грешницы. И нам только что отец Зотик рассказал, что в Евангелии есть несколько женщин Марий, которые помазали ноги Иисусу. Это разные женщины или одна и та же? Он нам предложил несколько версий древних святых отцов. Все-таки это были разные женщины. Одна Мария, сестра Лазаря, она совершила это за шесть дней до Пасхи, а та грешница, которую мы сегодня вспоминали, за два дня до Пасхи излила на Него благовонное масло.

«Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного» - здесь еще есть один нюанс, по закону Моисея Господь не должен быть в доме прокаженного, не положено было общаться с ними, прикасаться к таким. Но Он пришел, потому что только Он и мог очистить любую проказу. Женщина увидела это, и думала про себя, - я тоже прокаженная, нечистая, но если Господь пришёл к Симону, почему я не могу подойти к Нему и просить очищение, не тела, а души. Она совершила этот великий подвиг. Взяла алавастровый сосуд мира драгоценного. Такое дорогое нардовое миро хранилось и продавалось в запечатанных сосудах, на них совсем не было пробки, как современные ампулы, чтобы открыть нужно сначала отколоть тонкую горловину. Что Мария и сделала, чтобы благоухание вылить на голову Иисуса. Благоухание распространилось на весь дом. Она вылила миро на тело Иисуса, но весь дом чувствовал благодать. Грешница не сказала ни одного слова, и только потоки слез текли из ее глаз. Слезы заменили слова. Она омочила ноги Иисуса Христа слезами и вытерла своими волосами.

«Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (Лук.7:39).  Почему нет, если Господь допустил до себя прокаженного, то и духовно прокаженного надо допустить, с той же целью – исцеления. И мы заметили в сегодняшнем Евангелии, что Господь подчеркнул действия этой женщины: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Матф.26:13).

Действительно в 2021 году мы все еще помним подвиг этой женщины, и снова утвердили слова Господа, где проповедуется Евангелие, везде вспоминают подвиг этой женщины, и вовеки будем ее вспоминать.

Сегодня в воспоминании ее подвига перед страданием Христа мы знаем, что один избранный когда-то Самим Господом, один из близких учеников соблазнился. Увидев, как она разбила сосуд, а значит она не собиралась жалеть нард, «вознегодовал и говорил: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» (Матф.26:89). «Но Иисус, уразумев сие, сказал: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете» (Матф.26:10-11). И Он поставил на место даже того, к которому пришел в дом. «Сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (Лук.7:44-47).

Сегодня мы все знаем, что часто надо руки мыть. Они тогда тоже мыли руки, и даже ноги, потому что ходили не по асфальтным дорогам. Дорожная пыль была на них. А у нас еще хуже сейчас. Мы не только по улицам ходим, мы ездим в транспорте, посещаем супермаркеты, где проходят тысячи людей и оставляют следы от себя.

Слезами она смыла с себя все грехи.

В песнопениях сегодняшнего дня упоминается подвиг этой женщины.

На востоке, где я прожил немало лет, именно в этот день, в Греции, Иерусалиме, Болгарии, Сербии ждут народ с особым вниманием.

И по-особенному торжественно поются прекрасные песнопения на Хвалитех и на вечерне Великой Среды. Стихиры о блуднице.

А написала эти стихиры женщина, одна из самых чудесных и прекрасных красавиц Византии. Инокиня Кассия (родилась около 810 г.). Она жила, заметьте, в IX веке. Уже всё написано мужиками: и Андрей Критский создал свои творения, и Иоанн Дамаскин всё написал, и Косма Маюмский, и Феодор Студит уже успел скончаться… И после всех этих гениальных песнотворцев, инокиня Кассия сумела так сказать и так написать, что ее произведения вошли в богослужение уже после всех этих замечательных песнотворцев.

Эта девушка из знатного рода, была одной из лучших, знаменитых и умных девиц Византии, которые предназначались в жены императору. Но император испугался ее ума, выбрал другую, а Кассия ушла в монастырь, и там не оставляла литературных своих трудов.

Многие ее произведения вошли в церковное богослужение, и это является нам как свидетельством ее жизни.

«Те­бе Де­выя Сы­на, / блуд­ни­ца по­знав­ши Бо­га, / гла­го­ла­ше, в пла­чи мо­ля­щи­ся, / яко слез до­стой­ная со­де­лав­шая: / раз­ре­ши долг, яко­же и аз вла­сы: / воз­лю­би лю­бя­щую, пра­вед­но нена­ви­ди­мую, / и близ мы­та­рей Те­бе про­по­вем, / Бла­го­де­те­лю Человеколюбче»

 «Мно­го­цен­ное ми­ро, / блуд­ни­ца сме­си со сле­за­ми, / и из­лия на пре­чи­стеи но­зе Твои, об­ло­бы­за­ю­щи: / оную абие оправ­дал еси, / нам же про­ще­ние да­руй / По­стра­да­вый о нас, и спа­си нас» 

«Господи, во многие грехи впавшая жена, / Твое ощутившая Божество, / мироносицы служение взяв на себя, / с рыданием миро Тебе прежде погребения приносит, – / «Увы мне», возглашая, – / «ибо ночью для меня является страсть невоздержания, / мрачной и безлунной – любовь к греху! / Прими мои источники слез, / из облаков изводящий воду моря. / Приклонись к моим стенаниям сердечным, / приклонивший небеса неизреченным Твоим самоумалением. / Буду лобызать пречистые Твои ноги, / и еще отру их головы моей кудрями, / – те, шум от которых Ева в раю после полудня, / услышав ушами своими, в страхе скрылась. / Грехов моих множество и судов Твоих бездну кто исследует? / Спасающий души, Спаситель мой, / меня, рабу Твою, не презри, / Имеющий безмерную милость!»

Грешная женщина пришла ко Господу, увидела Его и, проливая на Его ноги слезы, отмыла свои грехи Его Божеством.

И мы все собрались сегодня с тем же намерением, покаяться, как та грешница у ног Господа. Может быть, и сказать ничего не можем, но душа плачет. Признаем свои грехи. Отошли от Бога, и рассказывать и не стоит, но только плакать и омывать ноги Иисуса Христа нашим искренним покаянием.

Надеюсь, что мы пришли сегодня покаяться, а Господь своим таинством очистит нас от всякия скверны. Не мы будем изливать на Него масло, но только слезы, а нас помажет Господь Своей благодатию и человеколюбием.

Особое торжество сегодня – таинство Соборования. Мы как грешники, как прокаженные пришли со слезами, а Господь помажет нас маслом, которое содержит благодать Святого Духа . Аминь.

Сразу после богослужения, по монастырской традиции, в Великую среду все отцы и братия, а так же и прихожане собрались на таинство соборования.

   


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»