Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Праздник Входа Господня в Иерусалим. Вербное воскресение. 25.04.2021

Праздник Входа Господня в Иерусалим. Вербное воскресение.

25 апреля 2021 года, в Неделю ваий (цветоносную, Вербное воскресенье), в день празднования Входа Господня в Иерусалим, в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары братия во главе с наместником архимандритом Василием (Паскье) совершили Божественную литургию.

Проповедь после запричастного стиха произнес насельник монастыря иеромонах Тивуртий (Шерушинин).

По завершении богослужения отец наместник обратился к молящимся с пастырским словом, в котором поздравил всех с праздником и началом Страстной седмицы. Сегодня закончилась Святая Четыредесятница. С Вербного Воскресения, Входа Господня в Иерусалим начинается страстная неделя. Будем сопровождать Господа в эти дни.

Вспомним события Ветхого Завета: Праведного Иосифа Прекрасного, целомудренного юношу, который отверг соблазн, сбежал от греха. Бесплодную смоковницу, которую проклял Господь и повелел ей засохнуть. Некую жену «грешницу», которая возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение и о предательстве Иуды. Он не смог потерпеть расточительства Марии, вылившей целый сосуд мира на ноги Иисуса. Представляете, какое благоухание разлилось вокруг, как благодать Божия, исходящая от Самого Иисуса Христа на верующих в Него. Будем вспоминать и Тайную Вечерю, и когда Господь удалился в Гефсиманский сад молиться, видя грядущие страдания. Предательство Иуды, того, которого Сам Господь избрал в апостолы, а другой испугался, сбежал. По преданию мы знаем, что это был апостол Марк, когда хотели схватить его, он вырвался, оставив свою одежду и нагой сбежал. Будем вспоминать отречение апостола Петра, преданного ученика, еще недавно обещавшего положить душу за Учителя и пытавшегося защищать Его даже мечом, теперь забыв о своих обещаниях, вдруг, еще до пения петуха, отрекся перед всеми, сказав: не знаю. Будем вспоминать, самого молодого из апостолов Иоанна, который следовал за Иисусом до Креста, и Матерь Божию, которая была рядом со Своим Сыном, видела Его страдания и держала все в своем сердце, как и остальное от самого начала, когда Ангел Господень явился ей с благой вестью. И, конечно, будем вспоминать страшное время несправедливого суда над Иисусом Христом. В ночь с четверга на пятницу будем читать 12 Евангельских событий о страданиях Господних. Будем вспоминать путь Его до места казни, как Он Сам нес Свой Крест, как Его пригвоздили, как Он испустил дух и, как Он просил Отца Своего простить всех, ибо они не знали, что они натворили. Будем вспоминать, как Иосиф и Никодим выпросили у Пилата тело этого Странника и, как они обвили Его новой плащаницей, по-скорому погребли, привалили камень и запечатали, потому что иудеи боялись: «Чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых» (Матф.27:64). Но несмотря на все эти меры, в первый день после субботы, рано утром, когда только забрезжил рассвет, Мария и жены мироносицы пришли ко гробу и увидели, что он открыт. Камень отвален, и первые свидетельства о Воскресении Христовом. А потом дошло и до нас, что Иисус Христос Воскрес.

Но сейчас возвращаемся во дни после воскрешения Лазаря.

Вчера мы вспоминали воскрешение Лазаря. Он в гробу уже четыре дня, от него уже смердит, он разлагается. Он точно умер, без сомнения. По еврейской традиции три дня люди ходили ко гробу умершего, чтобы убедиться в его смерти. А здесь сказано четыре дня, значит, точно мертвый. Господь пришел.

Надо вспомнить некоторые обстоятельства, которые окружали это событие. Мы знаем, что Господь воздерживался от похода в Иерусалим. Он знал, что Иерусалим – это Его последний путь. Всегда находился где-то около Иерусалима, проповедовал и ждал Своего часа.

Вот туда к Нему пришли и сказали, что Твой друг Лазарь умер. Господь не сразу побежал, но ждал какое-то время. Создавая тем самым еще большую интригу вокруг нарастающего сюжета. Чем больше ожидание, тем больший эффект будет от результата. А приближалось воскрешение мертвого четверодневного человека. Конечно сенсация была огромная.

Надо понимать, что Лазарь был не простой человек. Мы знаем, что на его погребение собралось множество народа, фарисеи, книжники, вся элита Иерусалима была там. Эта семья, Лазарь и сестры его Марфа и Мария, была известна. Именно на таком видном человеке Господь совершил чудо. Писание нам говорит: «Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него» (Иоан.11:45) И тогда власть имущие и архиереи уже твердо и точно приняли решение избавиться от Него, считая Его угрозой для себя. Надо было убить Его, потому что с каждым днем росло число последователей.

«Иуда злочестивый» решился предать Его, даже не только предать, продать за деньги. Евангелие нам уже описало характер Иуды. Мы знаем, что он был казначеем, и воровал из общей казны. А Господь терпел его, не осуждал. Возможно, ждал что у того проснется совесть, придет в себя, покается и скажет: «Господи, я вор, соблазнился на общую кассу». Тогда не было бы для него такой страшной судьбы. Повесился и отказался от общего спасения.

Господь после воскрешения Лазаря удалился. Он не мог находиться в Вифании, потому что после чуда с Лазарем поднялась волна шума. Он удалился, как бы в пригород Иерусалима, на расстояние двухчасового пути от него.

И когда пришло время - сегодняшний день, Вербное воскресение, Иисус сказал своим ученикам: «Пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите. И если кто скажет вам: что вы это делаете? - отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда» (Мар.11:2,3).

Мы приблизились к тому моменту, когда народ вышел на встречу Господу: «Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Матф.21:8,9). Народ ждал освободителя. Шел освободитель не от оккупантов, а освободитель от греха. Они встречали Того, Который поможет нам возвратиться на родину – в Царство Небесное. Они встречали Того, Который сможет открыть всем вход в Горний Иерусалим.

Вначале Евхаристического канона, возглас священника: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святого Духа будет со всеми вами!». А потом подняв руки к небу он произносит: «Горе имеим сердца», то есть вознесем свои сердца, потому что там наша надежда, оттуда наше спасение и мы «Благодарим Господа!» за то, что Он это совершил. Пришел спасать нас. Пришел и принес нам радость. Такую радость, о которой апостол Павел нам сегодня в послании к Филиппийцам говорил: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами» (Фил.4:4-9). Вот чему нас научил сегодня апостол.

И мы радуемся, потому что мы встречаем Царя – Освободителя.

Но есть еще воспоминание, когда Господь удалился от Иерусалима, зная, что это Его место казни, до того момента, когда почувствовал благословение Своего Отца. Когда пришло время, как написано в Священном Писании, он Свое лицо направил на Иерусалим, зная, что это Его последний путь.

Очень важно нам помнить, что сказал тот апостол по имени Фома, который после Воскресения Христова засомневался. Но в тот момент, когда Господь прямо сказал «Лазарь умер» и решительно сказал пойдем к нему, «Тогда Фома сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним» (Иоан.11:16). Фома понял все, что их ждет там, в Иерусалиме.

Я призываю вас в начинающейся страстной седмице, пойдем с Ним и с Ним умрем.

Но Господь сказал: «Кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Матф.16:25), и обретет жизнь вечную. Ибо «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Матф.16:26) и умрет.

Сегодня вечером в самом начале страстной седмицы мы будем петь стихиру на хва­ли­тех: 

Господь, идя на вольное страдание, / говорил апостолам на пути: / “Вот, мы восходим во Иерусалим, / и предан будет Сын Человеческий, как написано о Нем”!” / Давайте же и мы, очищенными мыслями / будем сопутствовать Ему, и с Ним распнемся, / и умертвим себя ради Него для житейских наслаждений, / чтобы с Ним и ожить, и услышать Его, возглашающего: / “Уже не в земной Иерусалим восхожу, чтобы пострадать, / но ко Отцу Моему и Отцу вашему, / и к Богу Моему и Богу вашему, / и вас с Собою вознесу в Горний Иерусалим, / в Царство Небесное!”

Мы собрались сегодня радоваться Грядущему Царю - освободителю не от политической несправедливости, а от греха, радоваться Грядущему Царю, который открывает нам путь в Горний Иерусалим.

«Горé имеим сердца!» т.е. «Устремим вверх наши сердца». Мы туда тянемся. Надеюсь, что на этой страстной седмице будем вместе с Господом страдать. Вторя апостолу Фоме, подтвердим: - и мы пойдем с Ним, и с Ним умрем.

Умрем – это значит умертвим страсти, мирскую жизнь, а возродим в себе нового человека. 

Кто отдает свою жизнь, тот ее спасет, кто отдает свою душу, тот получит жизнь со Иисусом Христом, Который даст нам спасение и жизнь вечную. Аминь.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»