Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской. 18.04.2021

Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской.

18 апреля 2021 года в Неделю пятую Великого поста, в день памяти преподобной Марии Египетской, Божественную литургию святителя Василия Великого в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары совершил, наместник архимандрит Василий (Паскье) в сослужении братии в священном сане.

Перед причастием насельник обители иеромонах Зотик (Григорьев) произнес проповедь на воскресное Еванелие.

По окончаниии Божественной литургии отец наместник обратил внимание всех прихожан на особенных гостей в находящихся в храме. Сегодня на богослужение пришли  дети из специальной школы-интернат для слабовидящих детей, причастились, духовно укрепились. Вдохновил их добрым словом,  сказав, хотя трудно им здесь, в незнакомом месте ориентироваться, плохое мешает, но, самое главное, пусть Господь им даст видеть то, что надо видеть, образ Христа Спасителя.

 Затем обратился к молящимся с пастырским словом.

Сегодня праздник преподобной Марии Египетской. Несколько дней назад мы читали ее житие. Каждый год удивляемся ее подвигу. Не только подвигу, удивляет ее греховная жизнь. С трудом читаем, как она соблазняла многих, даже не ради денег, а только ради удовольствия. Человек, непрестанно пребывающий в грехе, оказался около святыни, рядом с Гробом Господним, с Голгофой. Видя, что все люди туда входят, покланяются Кресту Животворящему, может быть от любопытства или от какой-то внутренней силы, вдруг захотела туда попасть.  Как Адам, после согрешения, находясь с Евой за вратами рая, вспоминали благодать и красоту. Так и Мария, не смотря на свои грехи, в глубине души имела представление о святости.

Но туда попасть невозможно без покаяния. И она раскаялась. Перед образом Пресвятой Богородицы Мария поняла, что Божия Матерь не пускает ее к Своему Сыну за нечистоту ее жизни. В тот момент Мария сердечно попросила Царицу Небесную, - Пусти меня к Твоему Сыну - и обещала измениться. Пресвятая Богородица поверила ей, и впустила. Мария, побывала на Голгофе, поклонилась Страданиям Господним. А на следующий день она ушла в пустыню, после того, как ей Матерь Божия сказала: «Если перейдешь Иордан, найдешь славное упокоение». 

Мы знаем ее путь. Весь день она шла к Иордану, на закате дошла до храма Иоанна Крестителя. Помолившись в храме, спустилась к Иордану омылась в его святой воде. Причастилась Пречистых и Животворящих Таин в церкви Предтечи и наутро переправилась на другой берег.

Семнадцать лет она наслаждалась сладострастием, столько же потом боролась с дикими зверями – безумными желаниями. Трудилась, со слезами била себя в грудь, бросалась на землю за помыслы. Но всегда устремляла очи разума к своей Поручительнице, прося помощи.

Наконец, однажды, наплакавшись вдоволь, увидела свет, озаряющий ее отовсюду. И наступила тишина. Заступница во всем помогала Марии и словно за руку вела.

Дева Мария открыла великой грешнице благодать Божию. После этого преподобная больше не испытывала ни жажды, ни голода, ни зноя, ни холода. Жила в Благодати.

За все время пребывания в пустыне преподобная Мария не видела ни одного человека, до того самого времени, как встретилась с подвижником, старцем Зосимой.

Промысел Божий привел его к Марии, чтобы она рассказала о своей жизни, и ее подвиг дошел до нас, как пример покаяния, а так же это было нужно ей самой, чтобы старец Зосима пришел и причастил ее Святы Христовых Таин. Она причастилась в день «Тайной Вечери». И в ту ночь, когда мы в храмах читаем 12 Евангелий Страстей Христовых, Мария испустила дух, отдала жизнь Господу своему и обрела вечный покой. Она перешла уже не за Иордан, а в Царство Небесное.

Очень часто на иконах изображают, важный момент, преподобный Зосима причащает Марию из Чаши. Тем самым показывая, что прощены все грехи преподобной и совесть ее очищена Кровию и Телом  Господа нашего Иисуса Христа.

Именно об этом и говорил сегодня апостол Павел в своем послании к Евреям: «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело (Тут надо помнить, что раньше жертвенного животного закалывали, сливали с него кровь, а тело сжигали, потом смешивали пепел с кровью и этим окропляли народ для освящения), то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр., IX, 11-14).

Перекликается с этим посланием апостола  Поучение преподобного Феодора Студита, которое он на пятой недели Великого поста читал своей братии. «О том, чтобы не предаваться лености во время приготовления к причащению Пречистых Таин»

К ним в монастырь прибыл один из начальствующих от власти. В то время у монахов с властью были сильные разногласия, поскольку императоры творили беззакония, стараясь подкупить духовенство, чтобы они закрывали глаза на их поступки или наоборот, избивали плетьми преподобного Феодора и других монахов. Император мог в любое время выгнать их из монастыря, поэтому появление посла от Кесаря смутило всю братию, а преподобный воспользовавшись моментом преподал урок насельникам:

«Братия и Отцы! Вчера, когда прибыл в наш монастырь посол от Кесаря, во всех нас тотчас произошло смущение и смятение, и по неожиданности дела возникло много помыслов. Потом, когда узнали мы, что он прибыл не ради нас, тотчас освободились от страха и трепета. Спрашиваю вашу любовь: почему мы так устрашились и смутились, когда увидели посла от Кесаря? Конечно потому, что мы считаем себя не друзьями Кесаря, а великими его врагами, ибо не исполняем его воли и повеления в том, чтобы иметь с ним общение в иконоборческой ереси. Если бы мы были его друзьями и любимцами, то весьма бы возрадовались, зная, что посланный от него приходил к нам всячески ради какого-либо благодеяния и даров.

К чему это мы поведали вам, братия? К тому, что и всякая душа, которая за добрую жизнь и Божественные добродетели удостоится иметь Бога милосердым и милостивым, во время разлучения от тела, когда придет посланный от Бога Ангел взять ее, не смутится и не устрашится, но с любовию будет взирать на него, и с радостию пойдет к своему Владыке. А душа, которая в оный час окажется неготовою и неисправною, смутится и горько восплачет напрасно и без пользы, видя, что ни от кого нет помощи и утешения. Ибо здесь и друг и брат может утешить человека в тесноте и скорби, и несколько ободрить его в страхе, который на него найдет; там же ему ни от кого и никакой не будет помощи, но непререкаемо и немилостиво восхитит Ангел окаянную оную душу. И как только мы услышали об этом и вспомнили об оной тесноте, устрашились.

Итак, размыслим, братия, если наше слово и одно воспоминание оного страшного часа привело нас в страх и трепет, то что будет тогда, когда настанет оное время? И как предстанет оная душа пред страшным престолом Христовым? Послушай, что говорит Пророк Даниил об оном судилище: «река огненная течаше... пред Ним, тысяща тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему» (Дан 7, 10); Судия страшен; ничто не утаено от Него; истязание тонко и страшно даже до праздного слова, как говорит Евангелие. Как тогда претерпит это оная душа? Поистине страшно есть впасти кому в руце Бога жива; но еще страшнее тогда, когда она услышит оное праведнейшее изречение, предающее вечному мучению.

Посему прошу и умоляю вас, братия исправимся и приготовимся прежде смерти; покаянием сотворим Бога милостивым и милосердым к нам; соделаем друзьями ангелов, имеющих прийти взять нас; пусть всегда бодрствуют очи ума нашего, и ум наш пусть стоит мужественно против страстей и грехов и отнюдь не повинуется им. А если ему случится несколько поколебаться в своем стоянии, то пусть опят тотчас станет в прежнем своем устроении, угашая слезами разжженные стрелы диавола, и объемлет желание и любовь Христову. Апостол Иаков говорит: «много... может молитва праведнаго поспешествуема» (Иак. 5, 16); посему мы имеем нужду в молитвах друг за друга, в особенности же в иерейских; еще нуждаемся в руководстве и советах учителей, т, е. Архиереев, которые имеют великую силу; особенно же и еще больше нуждаемся в слезах и умилении; а выше всего святое причащение.

Весьма удивляюсь, видя, что мы не имеем ревности и усердия часто причащаться. Причащаемся только в день воскресный, а если в иной день бывает литургия, – нет. Между тем как монахам, в особенности общежительным, если бы можно было, надлежало бы всем и каждому повседневно причащаться Св. Таин; а ныне редко и редко, где так причащаются. И это я говорю об очищающих и душу и тело, а не то, чтобы причащаться, как случится, просто и без испытания себя; ибо Апостол говорит: «да искушает... человек себе... достоин ли он, тако от хлеба да яст и от чаши да пиет. ядый бо и пияй недостойне, суд» (1Кор. 11, 28–29) и великое мучение готовит душе своей. Святое причащение есть хлеб животный. Хлеб этот дает вечную жизнь; и блажен тот, кто вкушает его, не зная за собой ни одной злой похоти, или вражды, или пьянства, или чревобесия, или сребролюбия, или малакии и всякой иной нечистоты. Послушай что говорит Христос: «Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки: и хлеб, егоже дам Аз, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира». И еще говорит: «ядый мою плоть и пияй мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Иоан. 6, 51, 56). Видите, братия, несказанное и бесконечное дарование, что Христос не только умер за нас, но и дал нам тело и кровь Свою в пищу и питие. Какое иное большее сего знамение крепкой любви, которую имеет Бог к нам, и что более спасительно для души? За трапезою повседневною нет никого, кто бы не вкушал; а если бы кому возбранили, весьма бы оскорбился. А об этой страшной трапезе, которая есть не простой и обыкновенный хлеб, но хлеб животный, и чаша не простая, но чаша бессмертия, можно ли думать, что не столько же необходимо причащаться ее? О, как это было бы неразумно! Но если так было доселе, то отныне впредь исправим себя, познав величие дара и благодати, и очищаясь сколько наших сил, и таким образом причащаясь пречистых Таин во здравии души и тела. Как только случится нам услышать церковный благовест, оставим рукоделие и поспешим с великим усердием, чтобы причаститься; и это подаст нам великую помощь и заступление; ибо мы, всегда приготовляя себя ко Святому причащению удаляемся от всякого греха. А когда не имеем попечения о причащении, тогда впадаем во многие греховные страсти. Будем всегда так делать, приготовляя себя, дабы сделаться нам причастниками жизни вечной. О, дабы сподобиться нам получить ее, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

Так что видите, как наш отец, преподобный Федор Студит, начальник всех монастырей, в IX веке в Константинополе, проповедовал и призывал всегда готовиться ко Святому Причащению. «. Как только случится нам услышать церковный благовест, оставим рукоделие и поспешим с великим усердием, чтобы причаститься». Бегите причащаться, потому что нас зовет спасение. Мария ждала в своей пустыне прихода старца Зосимы со Святыми Дарами. А мы что? Храм рядом, из дома слышим звон колоколов, созывающих на богослужение. Надо бы нам быть готовыми всегда, чтобы только заслышав колокола,  сразу бежать принимать Хлеб Небесный, Хлеб , который дарит нам жизнь вечную. Аминь


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»