Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 4-я Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника 11.04.2021

Неделя 4-я Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

В Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары наместник архимандрит Василий (Паскье) совершил Божественную литургию в сослужении братии обители.

На проповеди перед причастием игумен Вениамин (Куликов) прочитал слова, сказанные святым праведным Иоанном Кронштадтским в один из дней Великого поста. 

После богослужения отец наместник обратился к молящимся с пастырским словом. 

- С Божией помощью дожили до четвертого воскресения поста, до Недели преподобного Иоанна Лествичника.

Мы уже поклонились Кресту Господню, который укрепил нас. Посреди бушующего моря мы увидели знак победы, как спасительный маяк. Матерь Божия пришла нам на помощь. Ровно на середину поста попал в этом году праздник Благовещения. Пресвятая Богородица подсказала нам ответ и выход из сложных ситуаций. «Я раба Господня» - сказала Она, тем самым укрепила нас в намерении слушать и слышать волю Божию.

Сегодня на Литургии мы читали Евангелие от Марка об исцелении бесноватого. Еще одно подтверждение того, что Господь всегда хочет помочь человеку, исцелить, освободить. Хочет, что бы мы все пришли и были с Ним. Все от нас зависит, от нашей веры, от наших поступков. Хотим ли мы быть с Ним, как Он нам предлагает? В прошлое воскресение Он нам сказал «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».(Мар.8:34). Спустя неделю, какие выводы мы можем сделать? Отвергся ли я себя, взвалил ли крест, пошел ли за Ним или нет? Здесь Господь ни при чем. Все зависит от нас самих. Господь предлагает, идет навстречу. Как сегодня в Евангелии - Сам протянул руку. Святитель Григорий Палама пришел мне на помощь своей «Проповедью в Неделю четвёртую Великого поста»:

 «… Христос помогает страдающему отцу уверовать, чтобы тот стал свидетелем чуда. И в конце концов отец отвечает Ему так: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Тогда Христос повелевает бесу выйти, берёт болящего отрока за руку и поднимает его – исцелённого и освобождённого от всякого диавольского воздействия.

Здесь нам следует обратить внимание на то, что мы тоже должны протянуть свою руку Христу. Это протягивание Ему руки есть выражение нашего произволения и готовности к действию. То, что после этого Христос, взяв нас за протянутую к Нему руку, поднимет нас исцелёнными от наших страстей и страданий, будет проявлением нетварной и животворящей энергии Бога, Который подает всякой душе то, чего она с любовию просит.

Так необходимы ли молитва и пост для того, чтобы из нас вышло всякое настойчивое зло, которое приносит диавол, пользующийся и нашим собственным нерадением? Безусловно, необходимы. Ведь только постом обуздывается тело и сдерживаются его восстания. Молитвой же обездвиживается и умиротворяется всякое злое движение души и всякий помысел, от которого раздражается страсть.

Подвизаясь ради того, чтобы изгнать из себя страсти, человек получает огромную пользу. Нам недостаточно освобождения только от грехов, которые мы совершаем внешним, телесным образом. Нам необходимо очистить и внутреннюю энергию души, ибо злые помыслы исходят изнутри, из сердца. Бывает такое, что тело не участвует в грехе, однако он совершается внутри человека. А вот когда вниманием, печалью по Богу, постом и молитвой от души отвергаются приражения лукавого, тогда весь человек соучаствует в освящении. И тело его постепенно приобретает неподвижность ко злу.

Посему, прилагая всякое старание к тому, чтобы не вознерадеть о внутреннем делании помыслов, мы сможем победить и внешние страсти. Ведь если корень свят, то святыми будут и ветви. Если закваска чиста, то и хлеб, испечённый на ней, будет приятен на вкус. Человек смотрит человеку в лицо. Бог смотрит человеку в сердце. Если оно полно лукавых помыслов, то человек достоин того, чтобы Бог от него отвернулся. А если сердце чисто, то наградой этой чистоты будет боговидение, которое даруется тем, кто причисляется нищим и смиренным духом. Такие люди, подвизаясь, станут наследниками Царства Небесного.

Внутреннее смирение в сердце и благое предрасположение приносят соответствующие внешние плоды. Так умоляю же вас, братья, быть внимательными и очищать свои сердца от всякой нечистоты. Горячо возжелаем, чтобы в нас вселились молитва с умилением и мир. Без них никто из нас никогда не увидит Господа. Будем стараться делать всё возможное, для того чтобы достигнуть этого духовного созерцания, ведь Господь обещал, что чистые сердцем узрят Бога».

 В день праздника преподобного Иоанна Лествичника, нельзя не вспомнить его творение или Скрижаль духовную – Лествицу. В течении поста по уставу положено читать эту книгу за богослужением во время чтения часов, после чтения кафизм, но в нашем монастыре Лествицу читаем на братской трапезе.

Итак, в течении каждого Великого поста мы снова и снова поднимаемся по лестнице, которую предлагает нам преподобный Иоанн Лествичник.

Лествица имеет 30 ступеней.

Первая ступень – отрицание от мира. Без этого нет движения вверх к Богу. Если мы продолжаем жить только земным и не хотим отвергнуться сего мира, это равносильно тому, как если бы мы ходили по лестнице, которая лежит на земле. Пользы не будет. Лестница должна стоять вертикально. И когда мы ставим ноги на первую ступеньку, только один шаг сделаем, но это уже происходит – поднимаемся над землей. Поэтому любое движение к Богу начинается, когда мы оставляем землю. Чем выше мы будем подниматься, тем дальше от нас будет земля, тем ближе Бог. Наипаче, если приблизиться к тридцатой ступени.

Если мы видим, как Господь пришел на помощь одному человеку, протянул руку свою, тем более, когда человек поднимается по лестнице духовной, всегда увидит Господа.

На прошлой неделе Крест был посреди храма, мы поклонились ему, и это укрепило нашу веру. Мы почувствовали, что Господь протягивает к нам Свою руку. Что нам делать? Постараться еще подняться на одну ступеньку, и еще, чтобы дотянуться до Его руки и ухватиться.

Последняя ступень – обретение Любви, которая и есть Сам Бог.

В книге «Лествица» есть обобщающие слова, помогающие нам понять содержание: «Краткое содержание предыдущих слов:

187. Твердая вера есть матерь отречения от мира; действие же противного ей само собою явственно.

188. Непоколебимая надежда есть дверь беспристрастия; действие же противного сему само собою явственно.

189. Любовь к Богу есть причина удаления от мира; действие же противного сему само собою явственно.

190. Повиновение рождается от зазрения самого себя и от желания душевного здравия.

191. Воздержание есть матерь здравия; а матерь воздержания есть помышление о смерти и твердое памятование желчи и оцета, который вкусил наш Владыка и Бог.

197. Молчание и безмолвие – враги тщеславия; но если ты находишься в общежитии, то переноси бесчестия.

198. Видимую гордость исцеляют скорбные обстоятельства; а невидимую – Привечный и Невидимый.

199. Истребитель чувтвенных змей есть олень, а мысленных –смирение.

200. Из того, что видим в природе, можем брать ясные наставления и для духовной жизни.

201. Как змея не может совлечь с себя старой кожи, если не пролезет чрез тесную скважину: так и мы не можем отвергнуть прежние злые навыки и ветхость души и ризу ветхого человека, если не пройдем узкого и тесного пути поста и бесчестия».

Еще много-много мудрых слов.

И последняя ступень «О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви».

 «1. «Ныне же, после всего сказанного, пребывают три сия, все связующие и содержащие: вера, надежда и любы, больше же всех любы,» ибо ею именуется Бог (1Кор.13:13).

2. По моему разумению, вера подобна лучу, надежда – свету, а любовь – кругу солнца. Все же они составляют одно сияние и одну светлость.

3. Первая все может творить и созидать; вторую милость Божия ограждает и делает непостыдною; а третья никогда не падает, не перестает от течения, и не дает опочить уязвленному ее блаженным упоением.

4. Кто хочет говорить о любви Божией, тот покушается говорить о Самом Боге; простирать же слово о Боге погрешительно и опасно для невнимательных.

5. Слово о любви известно Ангелам; но и тем по мере их просвещения.

6. «Любовь есть Бог» (1Ин.4:8); а кто хочет определить словом, что есть Бог, тот, слепотствуя умом, покушается измерить песок в бездне морской.

7. Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть; по действию своему, она есть упоение души; а по свойству источник веры, бездна долготерпения, море смирения.

8. Любовь собственно есть отложение всякого противного помышления; ибо «любы... не мыслит зла» (1Кор.13:4–5)».

 Конечно, там еще много прекрасных и нам полезных слов, как руководство по борьбе со страстями и приобретению добродетелей. Очень советую иметь у себя эту книгу и читать. «Лествица райская» написана давно-давно, в VI–VII вв., но никогда не теряет своей современности.

И заключительные слова преподобного: «Восходите, братия, восходите усердно, полагая восхождения в сердце своем, и внимая Пророку, который говорит: «приидите, взыдем на гору Господню, и в дом Бога» нашего» (Ис.2:3), «совершающего нозе» наши «яко елени, и на высоких воставляющего» (Пс.17:34), чтобы нам соделаться победителями на пути Его. Теките, умоляю вас, с Апостолом, сказавшим: потщимся, «дондеже достигнем вси в соединение веры и познания... Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» (Еф.4:13). Христос же, крестившись в тридесятое лето видимого возраста, получил тридесятую степень в духовной сей лествице; ибо любовь есть Бог. Ему хвала, Ему держава, и Ему сила; в Нем начало всех благ и есть, и было, и будет в бесконечные веки. Аминь».

Этими словами предлагаю вам братия и сестры трудиться дальше над собой и достигнуть последней ступени духовной лестницы и почувствовать своей жизнью любовь Божию.

Почувствовать, не интеллектуально вычислить, а сердцем почувствовать.

Влюбленный молодой человек, любит свою невесту не холодным расчетом, но биением своего сердца. Не хочет отходить от своей возлюбленной, а если не видит ее, то смотрит на фотографию, не может налюбоваться, целует изображение своей любимой, разговаривает с ним. И глядя на изображение, получает укрепление, радость, надежду, даже если находится далеко от первообраза.

И мы так же имеем образ Божий, смотрим на Него, лобызаем, говорим с Ним в молитве, и если надо, потерпим, не чувствуя ни голода, ни жажды. Пусть проходит этот пост незаметно. Пусть он проходит для нас приятно, потому что мы очень любим Господа. Его образ всегда перед нашими глазами, смотрим на Него и надеемся на ближайшую встречу с Ним. Аминь.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»