Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Суббота седмицы 4-ой Великого поста, Поминовение усопших. 10.04.2021

Суббота седмицы 4-ой Великого поста, Поминовение усопших.

10 апреля 2021 года, в субботу 4 - ой седмицы Великого поста, Крестопоклонной, в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары наместник архимандрит Василий (Паскье) в сослужении братии в священном сане совершил Божественную литургию, а по окончании, панихиду.

Перед причастием проповедь прочитал иеромонах Африкан (Яковенко).

После богослужения отец наместник обратился к молящимся с пастырским словом. 

Сегодня мы совершили последнее Великом постом поминовение усопших. Пост перевалил за половину. Мы вдохновленные от Животворящего Креста, раскаялись, причастились, набрались силы идти дальше. Теперь нам надо подвизаться до последнего дня поста, и даже дальше до самого своего спасения с верою и любовию ко Христу.

Он ради нас стал человеком, жил посреди нас, проповедовал о Царствии Небесном, пострадал, отдал свою жизнь, воскрес, вознесся на небо и в свое время, когда Отец Небесный определит, вернется и заберет нас в Свое Царство.

Во время поста мы, не пропуская, совершаем повечерие (богослужение после вечерней трапезы), это молитвы на сон грядущим. Особые молитвы, по уставу Иерусалимскому, то есть по уставу лавры преподобного Саввы Освященного, а в России придерживаются именно этого устава. Так вот, на повечерии есть одна молитва монаха, преподобного Антиоха Палестинского. Он в VII веке жил в лавре, и по некоторым данным даже был игуменом. Видел великое ее падение. Когда, воспользовавшись временной слабостью византийской империи и её новопоставленного православного императора Ираклия I, персидские завоеватели, захватили разбойным набегом Палестину. С помощью мародёров и евреев, которых было не мало в Палестине, жаждущих мщения, персы получили подробный план где, что находится.

Надо знать, что VII век был золотым веком монашествующих. В то время в Палестине подвизалось 25 тысяч монахов. После нападения персидского войска, мародеры, арабы, бедуины, все, кто почувствовал слабость византийской власти, перешли на сторону врагов. Предали. Множество монахов были убиты. Перед приближением персидской армии к Иерусалиму, большинство монахов монастыря прп. Саввы бежали за реку Иордан, но некоторые не захотели покидать стены лавры. На монастырь напало племя кочевников, разграбивших монастырь и зверски убивших 44 монаха. Трагическое событие осталось в памяти православной церкви. В Русской церкви оно носит название «Преподобных отцов, в Лавре святого Саввы избиенных (614)» и воспоминается 16 / 29 мая. Свидетелем этих страшных событий и был, Антиох Палестинский. Он оставил свою печать в молитвах чтомых на повечерии. Ему принадлежит вторая молитва ко Господу нашему Иисусу Христу: «И даждь нам, Влады́ко, на сон гряду́щим поко́й те́ла и души́, и сохрани́ нас от мра́чнаго сна грехо́внаго, и от вся́каго те́мнаго и нощна́го сладостра́стия: укроти́ стремле́ния страсте́й, угаси́ разжже́нныя стре́лы лука́ваго, я́же на ны льсти́вно дви́жимыя: пло́ти на́шея воста́ния утоли́, и вся́кое земно́е и веще́ственное на́ше мудрова́ние успи́. И да́руй нам, Бо́же, бодр ум, целому́др по́мысл, се́рдце трезвя́щееся, сон лего́к и вся́каго сатанина́ мечта́ния измене́н. Возста́ви же нас во вре́мя моли́твы утвержде́ны в за́поведех Твои́х, и па́мять суде́б Твои́х в себе́ тве́рду иму́ща: всено́щное славосло́вие нам да́руй, во е́же пе́ти и благослови́ти и сла́вити пречестно́е и великоле́пое и́мя Твое́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Пресла́вная Присноде́во, Ма́ти Христа́ Бо́га, принеси́ на́шу моли́тву Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему, да спасе́т Тобо́ю ду́ши на́ша.»

Монаха Антиоха прозвали Пандектом, потому что он собирал из Писания и из трудов древних отцов, как пчела, только самое полезное в один сборник, который так и называется «Пандекты».

Я имею такую книгу, и считаю важным приобретением для себя. «Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний». Из этого сборника сегодня прочитаю вам одну главу.

По светлым лицам своей братии я вижу, что пост идет нам на пользу. Мы набрались благодати. Но надо помнить, все что мы обрели, это только с Божией помощью. И чтобы дальше успешно подвизаться и не попасть в прелесть, не стоит надеяться на свои силы, но на силу Божию.

 Слово 101. «О том, чтобы не полагаться на собственные силы» 

«Как показало предыдущее слово, что непозволительное и проклятое это дело – надеяться на человека, и это также распространяется и на того, кто надеется на собственную силу. Посему первый – Моисей – возвещает, говоря: Вонми себе… да не речеши в сердцы своем: крепость моя и сила руки моея сотвори мне силу великую сию, и помянеши Господа Бога твоего, яко Той даде тебе крепость (Втор. 8:11, 17–18). Так же и пророк Амос говорит: крепкий не удержит крепости своея, храбрый не спасет души своея (Ам. 2:14). И Анна, мать пророка Самуила, говорила: Да не хвалится сильный силою своею… яко не в крепости силен муж… лук сильных изнеможе, и немоществующии препоясашася силою (1Цар. 2:2, 9, 3). И в Притчах: Конь уготовляется на день брани: от Господа же помощь (Притч. 21:31). И Псалмопевец: Не в силе костей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит (Пс. 146:10); Не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Но лож конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется (Пс. 32:16–17); Не на лук бо мой уповаю, и меч мой не спасет мене (Пс. 43:7), но Ты, Господи, спаси меня от стужающих мне и ненавидящих меня посрами (Пс. 43:8), ибо Ты еси един избавляяй нища из руки крепльших его, и нища, и убога от расхищающих его (Пс. 34:10). Ибо мы в Тебе живем и движемся и существуем (Деян. 17:28), и сила и здоровье наше – от Тебя, и волос головы нашей не пропадет без Тебя (Лк. 21:18) – Творца и Отца нашего. Посему, научаясь из Божественного Писания, вовсе да не будем дерзать надеяться или много думать о силе или здоровье тела нашего, чтобы мы на себе не понесли проклятия от Утверждающего плоть мышцею Своею147. Ибо много есть таких, которые хвалятся и говорят: «Руки мои кормят меня и других, и, имея руки свои, могу я жить». Таковые – поистине суемудрые [Col. 1740] и суесловные, забывающие сотворившего их Бога, дающего здравие и пищу всякой плоти, и надеющиеся на силу свою. Гордостью болеет удаляющий себя от Бога и свои успехи приписывающий собственной силе. Как тот, кто ходит по паутине, падет и низвергнется вниз, так и полагающиеся на собственную силу [падут]. Ибо они не услышали, хотя бы как Иов говорит: Аще и руку мою положив на уста мои лобзах, и сие ми убо в беззаконие превелие да вменится, яко солгах пред Богом Вышним (Иов. 31:27–28). Так же и у Екклесиаста, ибо тот говорит:

Обратихся и видех… яко ни легким течение, ниже сильным брань, ниже самому мудрому хлеб, ниже разумным богатство, ниже ведущим благодать (Еккл. 9:11). И продолжает: Блага мудрость паче орудий ратных: и согрешаяй един погубит благостыню многу(Еккл. 9:18). И Господь говорит Своим ученикам: Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:4–5). И это справедливо, ибо Сам Он есть Свет и Жизнь человеков (Ин. 8:12; 14:6) и все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1:3). Ему же слава во веки. Аминь.»


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»