Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Благовещение Пресвятой Богородицы. 07.04.2021

Благовещение Пресвятой Богородицы.

7 апреля 2021 года в среду 4-ой седмицы Великого поста, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары наместник архимандрит Василий (Паскье)в сослужении братии в священном сане совершил богослужение часов, вечерни и Божественную литургию святителя Иоанна Златоустого.

Перед Причастием с проповедью к верующим обратился насельник обители иеромонах Зотик (Григорьев).

По окончании Литургии Братия соборно совершили славление празднику Благовещения перед святым образом и поклонение Честному Животворящему Кресту Господа нашего Иисуса Христа.

В завершение богослужения отец наместник обратился с пастырским словом к собравшимся на богослужение.

Сегодня Великий и чудесный праздник. «Днесь спасе́ния на́шего глави́зна,/ и е́же от ве́ка та́инства явле́ние:/ Сын Бо́жий, Сын Де́вы быва́ет,/ и Гаврии́л благода́ть благовеству́ет./ Те́мже и мы с ним Богоро́дице возопии́м:/ ра́дуйся, Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю» (Тропарь праздника)

Радость наполняет сердца. Но, все таки, радость имеет печать Креста. Радость которая смешена со страданием. Хотя с таким страданием, которое приведет нас еще к большей радости – Воскресению Христову.

Редко случается, когда мы празднуем Благовещение Пресвятой Богородицы, а посреди храма вместе с иконой Благовещения лежит Крест Животворящий. В этом есть смешение всех тайн нашего спасения.

Архангел Гавриил явился в Назарете молодой девушке и приветствовал ее прекрасными словами: «Радуйся Благодатная, Господь с Тобою». Действительно, Господь избрал этот сосуд пречистый, «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим», несравнимую ни с кем.

Но сначала мы вернемся к первой главе Священного писания, к книге Бытия. Господь сотворил Адама, первого человека, а из него сотворил помощницу ему Еву. Что случилось потом мы все знаем, и от чего мы все в беде. Но Милосердный Господь не хотел человеку вечного несчастья, и ради этого послал Своего Сына единородного, который сошел с Небес и воплотился от Духа Святого, и стал человеком через новую Еву - Деву Марию.

Если первая Ева создана из ребра Адама, то теперь из девической утробы и из пречистых Ее кровей Господь образовал Себе человеческое естество. Богородица была избранным сосудом еще до Своего рождения.

В богослужебных текстах мы слышали, как Она удивилась. Но ее чистый ум и чистое сердце, с радостью, без сопротивления, приняли послушание, стать ковчегом для человеческого тела Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лук.1:34), а «Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лук.1:35). И мы с вами услышали тот самый правильный ответ на все века: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лук.1:38).

Божия Матерь – образ скорого послушания. Она не стала торговаться, зачем мне это, что мне за это будет и сколько… Нет, только и сказала, что «Я Раба Господня», пусть Господь делает со мной все, что хочет. Это и есть образ послушания. Когда мы вступаем на путь послушания Богу, мы тоже должны так поступать. Когда мы образно заключаем договор о послушании с Богом, у нас такое доверие должно быть к Нему, что мы ставим подпись внизу чистого листа. Пусть после моей подписи, Сам Господь напишет содержание договора.

Так и есть, когда Богородица произнесла слова «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему», она согласилась на все, не зная, что Ее ждет. Имела, конечно, радость от Бога, но о глубине скорби, и всего, что сопровождало это приключение, Она, наверное, до конца не осознавала. Так же еще не совсем поняла, когда после Рождества Богомладенца Христа, старец Симеон предсказал Ей: «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лук.2:35).

Есть тайна между Божией Матерью и Крестом. А сегодня они объединились. Образ Честного Креста посреди храма и иконы «Благовещения Пресвятой Богородицы». Архангел Гавриил явился Ей и озвучил эту новость – благую весть. Но сегодня, как никогда, очень видно, что это происходит под знамением Креста.

С совпадением таких важных двух событий в нашей духовной жизни позволяют видеть нам, что Крест не только орудие страданий, но более похож на ключ для вхождения в Царство Небесное.

В некоторых храмах на иконостасе есть икона, где благоразумный разбойник направляется в Рай со своим крестом на плече. Существует предание о том, что когда он пришел к дверям рая, его не хотели пускать, ибо все знали его как разбойника. А он ответил – у меня ключ есть, крест мой, который я вместе с Ним потерпел. Верил в Него и страдал с Ним, конечно, как грешник. Пусть такой образ разбойника с крестом, входящим в Рай, сопровождает каждого из нас. Понесем свой крест до конца, тогда будет у нас оправдание – ключ для вхождение в Рай. Для этого надо отвергнуться себя, взять свой крест и идти, конечно, по пути многострадальному, ну а сколько радости на этом пути… Вот тут нам поможет Богородица. Сколько радости Она видела рядом с Собой от Сына и Господа, от Его проповедей, от исцелений больных, хромых, слепых.

Она все сохраняла в сердце Своем. Наверное, Она предполагала, что судьба ребенка, которого Она согласилась родить, непростая, и роль ей выпала необычная.

Возвращаясь к первой главе Бытия Библии, когда Ева стала камнем преткновения, инструментом соблазна, и Адам пал, и сама она пала. Лукавый змий именно к ней пришел. А в откровении евангелиста Иоанна Богослова мы читаем, что одна женщина наступит на этого змия. Она победит ногой Своей - Образ Божией Матери, которая своим согласием и послушанием попрала власть змия. Скорее всего, он не ожидал получить такое сопротивление. Змей представлял, что в образе одной женщины Евы, которую он искусил, весь женский род теперь его. Действительно, в течении многих веков и до сих пор, змий находит в женщинах своих сотрудников. Например, в Библии написано про гигантов. От кого они родились? Есть предание, что такие люди начали рождаться, от совокупления женщины с дьяволом.

Грех вошел в мир через одну женщину, и спасение пришло тоже через одну.

Сегодня мы приветствуем и радуемся, что прекрасная, благодатная и непорочная девушка согласилась взять на Себя роль новой Евы.

Она так же, как и первая будет у древа жизни, она первая будет принимать плод этого древа в Свои руки. Когда будут снимать тело Христово, она там, примет Его, сопровождит с любовию и великой скорбью и рыданием. Иконописцы написали даже такой образ «Не рыдай Мене Мати». Скоро Воскресение.

Она носила все в Своей памяти. Поэтому мы сегодня ее приветствуем словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою…». Пусть эта благодать переходит и на нас. Пусть и мы будем иметь такое послушание, как Матерь Божия. Пусть наш ответ на волю Божию будет всегда твердым и прямым – я раб или раба Господня. Пусть я сподоблюсь участвовать во спасении рода человеческого.  Здесь Господь ждет соработничества от нас. Он ждёт, когда мы скажем – Я раб

Божий. Постепенно-постепенно Господь собирает Своих людей. Даже таких, которые удалились совсем далеко.

На следующей неделе будем вспоминать житие преподобной Марии Египетской. Она была явной рабой сатаны. Сколько было соблазнов и искушений. А Божия Матерь встала на пути. Та от любопытства хотела пройти в храм, увидеть место страдания Христа, поклониться Честному Животворящему Кресту, но Божия Матерь не пустила ее.

Здесь явно видно два образа – образ греха и образ спасения.

С одной стороны Богородица, Которая отдала Себя на послушание быть новой Евой, а с другой - грешница, как образ первой Евы.

Матерь Божия ее не пустила ее, пока та не разумела и не раскаялась, и не приняла решение очистить свою жизнь. Мария твердо сказала, да, пойду на это. Тогда Дева Мария пустила ее к Кресту. Она там набралась силы и уверенности, пошла в пустыню. Дальше мы историю знаем. В итоге, стала для нас примером того, что спасение возможно даже для тех, которые далеко зашли в своем грехопадении.

Пресвятая Богородица сохранила Себя от всех видов греха, Она чистейший сосуд, для тела Христова. И Господь принял человеческое тело от Ее чрева и Ее крови, и кровь которую Он проливал ради нашего спасения от Нее. Если Ева явилась на свет от Адама, то теперь явился Новый Адам – Христос именно от новой Евы – честнейшей Херувим и славнейшей Серафим Девы Марии.

Молимся, сегодня объединились две великие тайны – тайна распятия и тайна Рабы Господней – Матери Божией.

Наша жизнь тоже находится под знамением Креста, и мы тоже должны поднять себя.

В прошлое воскресение Господь призвал нас «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мар.8:34) Отвергнуться себя – это освободить себя от притяжения к миру земному, и стать свободным. Тогда можно подняться до небес. Но подняться, все равно, придется через крест. Крест – это лестница и нам предстоит подняться по ней.

Когда мы видим страдания Христа и слышим призыв: «возьми крест свой», поневоле мы начинаем задумываться, что нам предстоит пройти и стоит ли начинать.

Уверяю вас, не смотрите на это, Господь не смотрел на то, что с ним происходит, Он видел, что будет после. Он знал – будет спасение. И Господь всегда нам помогает. Как человек пришел помочь Христу на пути страданий, некий Киринеянин Симон поднял Его Крест взвалил на себя и понес, так и Господь теперь нам поможет нести свой крест, если мы решимся взять его. И Матерь Божия, Которая следовала за Иисусом Христом, и за нами будет следить, и с любовию будет помогать.

Самое главное, потому как мы дошли до половины поста, будем смотреть на послушание Божией Матери и на Животворящий Крест, как на маяк спасения, и твердо верить, что совсем скоро мы увидим Воскресение Христово.

Пресвятая Богородица будет сопровождать нас на пути, будет утешать нас, если мы будем к Ней обращаться.

«Радуйся благодатная, Господь с Тобою»!

Хочу, чтобы мы все радовались, потому что Господь с нами. Аминь.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»