Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. 04.04.2021

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная.

4 апреля 2021 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары наместник архимандрит Василий (Паскье), в сослужении братии в священном сане, совершил Божественную литургию святителя Василия Великого.

 На Проповеди после запричастного стиха отец наместник прочитал Проповедь о Честном и Животворящем Кресте из книги "ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ согласно учению святителя Григоря Паламы".

 "Невозможно, чтобы лукавые страсти и грешный мир совершенно оставили нас, если мы не достигнем Божественного созерцания. Удостоившийся созерцать Бога освобождается от власти страстей, распинаясь миру и распиная мир в себе. Для нас это распятие плоти с её страстями и похотями есть Крест Христов. Тело мучает нас, и поэтому каждый должен возносить его на высоту Креста.

Прошу вас, братия мои, не смущайтесь, слыша такие слова. Мы возглашаем вам неискажённую, благую и благоугодную, и совершенную волю Бога. Недопустимо смущаться, полагая, будто бы всё это невозможно выполнить. Мы должны хорошенько осознать, что Царство Небесное берётся силой и прилагающие усилия обретают его (Ср. Мф. 11:12). А апостол Пётр подчёркивает, что «Христос пострадал ради нас, оставив нам совершенный пример, дабы мы последовали Его стопам» (Ср. 1Петр. 2:21). Если кто-то не в силах совершать то, что необходимо, то пусть он подвизается и делает то, что он может и хочет. А одновременно пусть смиряется перед Христом, привлекая таким образом Его сострадание. Христос восполнит всё недостающее. Нам необходимо возносить помысел на высоту Креста.

Однако давайте посмотрим, как к этому приступить. Внутренняя сила есть упование на Христа. Человек должен подвизаться, ради того чтобы отказаться от собственного тела и подъять свой крест. Видишь, например, как в тебе извивается помысел блуда? Знай, что ты ещё не распял себя. Но как же возможно себя распять? Избегая нескромных образов, греховных привычек, неподобающих разговоров. Ограничивая себя в пище, которая усиливает страсти, отказываясь от комфорта и удобств, и, наконец, с сердечным сокрушением призывая Бога. Если ты сможешь отсечь следование страсти, однако при этом обнаружишь, что на тебя извне нападает страстный помысел, не бойся. Это венец для тебя, потому что ты стал победителем в своей борьбе по Богу. Таковы слово крестное, премудрость и сила Божия. Ты должен победить свою немощь и вознестись смирением. Образ Креста – это священная печать, спасающая и чтимая, освящающая и делающая причастной превосходных и неизреченных благ, которые даны человеческому роду Богом. Крест есть сила, упраздняющая проклятие и осуждение, сила, разрушающая тление и смерть. В Кресте сокрыты вечная жизнь и благословение. Крест – спасительное древо, царский скипетр, Божественное знамя против видимых и невидимых врагов, и пусть последователи плотского мудрования и ереси безумно затыкают уши, не желая слышать этих слов.

Пригвождённый к этому древу Крестному умер Христос. На Кресте была разорвана долговая расписка, составленная против нас за преслушание в раю. Начала и власти нечистых духов, вконец устыжённые, удалились от Крестного древа. А мы со Христом вновь триумфально приобрели свободу. Мы через Крест примирились со Христом.

Так неужели после жертвы Безгрешного мы не станем почитать это Божественное знамя освобождения человеческого рода и пользоваться им, прогоняя бесов и посрамляя злоначального змея – диавола. Крест прославляет и величает Христа, указывая людям на Его победу.

Так давайте же вместе с преклонением колен преклоним и наши сердца. Поклонимся Честному Древу, к которому были пригвождены ноги и руки Вседержителя Вселенной, на котором распростёрлось Его Животворящее Тело. Поклоняясь Честному Кресту и лобызая его с верою, мы всегда будем получать обильное освящение. Будем же хранить Животворящий Крест как драгоценное сокровище".

 По завершении Божественной литургии было совершено славление и поклонение Честному Животворящему Кресту.

 Затем архимандрит Василий обратился к молящимся с пастырским словом.

«Наши отцы установили праздник Поклонение Кресту посреди Святой Четыредесятницы, для укрепления каждого из нас в видении достижения спасения.

Крест для нас, не позорный инструмент, и не только знак страдания Христа. Крест для христиан – это знак победы, скипетр Царя Царей - Иисуса Христа. Крест - это символ победы, символ спасения.

Давайте вспомним первую книгу Библии – Бытие. Господь творил мир, появился человек на этот свет. Он из праха сотворил человека с именем Адам, от которого мы все произошли, так же из части Адама сотворил ему помощницу Еву.

Поместил Адама и Еву в Рай на Востоке. Эту землю омывало четыре реки. Образное понятие середина Рая, где Адам видел Древо Жизни.

Размышляя о Кресте Господнем, как о Древе Жизни, я читал Священное писание, одно упоминание об этом я нашел в первой главе Библии, в книге Бытия, а еще одно упоминание о Древе Жизни - в последней главе Библии, книге Откровения Иоанна Богослова — «Апокалипсис». Апостол и евангелист Иоанн Богослов написал в своем Откровении: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.21:1-9). А дальше апостол подробно описывает, каким он увидел спускающийся Иерусалим, и там в этом новом городе опять Древо Жизни: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков. И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре» (Откр.22:1-6). Сам Господь говорит: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр.1:8). И в начале сотворения мира и в конце мы видим Древо Жизни - Животворящий Крест. Крест, который дает нам жизнь через смерть Господа нашего, через Его страдание.

Во время прохождения по пустыне, повествует Книга Чисел, народ израильский возроптал и против Бога, и против Моисея. Тогда послал Господь на народ ядовитых змей, и умерло множество народа. Испугавшись, пришли они к Моисею: «согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтобы Он удалил от нас змеев» А Небесный Отец не замедлил с милосердным ответом: «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на шесте, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на шесте, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Чис. 21, 4 -9). Змей на шесте был прообразом Иисуса Христа. Господь Спаситель Сам указывает на это: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3, 14–15).

 Как Христофор Колумб, который много путешествовал по морям и океанам. Вокруг него начинались бунты, ссоры, драки, кто-то хотел повернуть обратно, что и с нами происходит. Мы вышли на путь до новой Земли, до Пасхи. Пошли с целью добраться до Рая. Время проходит, мы ничего не видим, начинаем разочаровываться, появляется ропот на своих духовников, недоверие Богу, - сколько можно еще ждать, нам надоело поститься. Мудрые наши древние отцы, приоткрыли пелену, как маяк посреди моря, показали нам знак спасения, предлагая посмотреть на Крест Животворящий в середине поста.

У моряков в бушующем море, с появлением цели на горизонте, маяка или полоску долгожданной земли, настроение меняется. Еще не дошли, но вера их укрепилась. Они знают, что можно еще потерпеть, потому что уже появилась земля. Так же, чтобы мы не унывали, чтобы мы не потеряли веру, устав от пути, отцы церкви, установили этот праздник – вынос Честного Животворящего Креста и поклонение ему.

С верою смотрим на Крест, поклоняемся ему, укрепляемся в надежде, и Господь исцелит наши болезни.

Конечно, Господь сказал нам сегодня: «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мар.8:34), ради Царствия Небесного и вечной жизни. «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мар.8:38), и не будет у того шансов на спасение.

Узкий путь в Царство Небесное, и «Царство Небесное силою берется» (Матф.11:12). Нет там места для ленивых, нет места для тех, кто не хочет подвизаться. А мы уже прошли половину пути. И для вдохновения у нас в середине храма образ Креста, как маяк показывающий направление, куда именно нам надо идти.

Знаем, что это знамение находится посреди Рая. Видим его, значит, есть надежда на Рай. Если хотим быть в Раю, тогда отвергнемся себя, возьмем свой крест и пойдем вслед за Иисусом Христом.

Для утешения хочу перефразировать вам слова апостола Павла, которые он сказал о себе в послании к Тимофею (2Тим.4:7,8): Подвигом добрым подвизайтесь, течение совершайте, веру сохраняйте; тогда уготовится нам венец правды, который даст нам Господь, праведный Судия, в день оный; и не только нам, но и всем, возлюбившим явление Его». Аминь

 Вечером того же дня братия собрались в храме для совершения особого богослужения – Пассии.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»