Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя вторая Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского. 28.03.2021

Неделя вторая Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского.

28 марта 2021 года в Неделю вторую Великого поста, в день памяти святителя Григория Паламы, в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары наместник архимандрит Василий (Паскье) совершил Божественную литургию и молебен святителю.

Ему сослужили братия обители в священническом сане. 

Перед причастием иеромонах Африкан (Яковенко) произнес воскресную проповедь.

Богослужебные песнопения исполнили монастырский хор регент иеромонах Пантелеимон (Швецов) и хор воспитаников  Воскресной школы монастыря руководитель Надежда Николаевна Мальцева.

По окончаниии Божественной литургии отец наместник обратился к молящимся за богослужением с пастырским словом.Сегодня второе воскресение Великого поста.

В прошлое воскресение Церковь праздновала Торжество православие. А сегодня, как продолжение этого торжества праздник святителя Григория Паламы, который своим богословским учением поставил точку в ссорах и спорах о догматах православной веры и богословских воззрений.

Нам уже сегодня о. Африкан прочитал о Григории. Прежде всего он настоящий монах, подвижник горы Афон.

Надо представить время, когда жил и трудился святой Григорий. Время возрождения. Средневековье закончено.

Мы привыкли критиковать средневековье, как отсталый период. Люди темные, неумные, дикие. Но забываем о том, что именно это время именуется Золотым веком. Сформирование христианской Европы, укрепление монашества, укрепление Византии, укрепление православия и христианства. Эпоху возрождения, можно назвать, периодом модерна. Центром внимания стал человек.  Значит, периоду эпохи возрождения присущ гуманизм. Гуманизм до сих пор торжествует.

Дух нового времени проник и в церковь. Проник в души монахов, ученых, интеллигенции. Появилось в умах желание возвратить интеллектуальный мир, греческую философию.

Наши святые отцы Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и многие другие отцы церкви в свое время изучали греческую философию и понимали, что это такое. Старались исправить ее под дух Библии и использовать только исключительно с пользой для христианства. Как пчелы, перелетая с цветка на цветок, берут только то, что им полезно, так и отцы взяли у древних философов только то, что надо было взять для пользы церкви, для укрепления христианского духа, а значит Евангелия.

Вновь в эпоху возрождения стали популярны учения Сократа, Платона и античных греческих философов. Они предпочитали чуждое церкви понятие о человеке. Платон видел человека как «душу, содержащуюся в теле, как в тюрьме», а Григорий Палама, по библейскому учению, считал, что весь человек предназначен к общению с божественной жизнью. Бог стал плотью, чтобы сама плоть могла стать божественной.

Святитель Григорий Палама «Православия светильниче, Церкве утверждение и учителю, монахов доброто, богословов поборниче непреоборимый, Фессалонитская похвало, проповедниче благодати», пропитанный монашеским духом, знал не только своим интеллектом, но через дух, сердце, тело, что такое благодать Божия. Что такое сила Божия знал по личному опыту.

Афонских монахов, к тому времени, совершенно перестали брать во внимание, считая их отсталыми, темными средневековыми людьми. Но надо помнить, что именно те монахи написали книги, которые мы имеем до сих пор в наших библиотеках.

Из жития преподобного Силуана: Однажды ученые из Европы пришли к нему, преподобный показал им монастырскую библиотеку. Европейцы с иронией спросили у старца, зачем неграмотным монахам такие богатые библиотеки. На что преподобный со смирением ответил, - дорогие мои, столько же книг наши монахи могут написать сами не от ума, но от своего опыта.

Рассуждая о благодати, приходят на память слова апостола Павла из послания к Титу, которые мы поем на Богоявление: «Явилась благодать Божия, спасительная всем человеком» (Тит.2:11). Это благодать Божия, полученная нами через Иисуса Христа.

На Пасху мы читаем Евангелие от Иоанна первую главу, где написано: «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». (Иоан.1:17)

Сегодня мы приступили к причастию «с чистым свидетельством совести нашей принимая часть святынь Твоих, мы соединились со святым Телом и Кровью Христа Твоего, и приняв их достойно, имели Христа живущим в сердцах наших и сделались храмом Святого Твоего Духа. Да, Боже наш, соделай также, чтобы никто из нас не был виновен против этих страшных Твоих и небесных Таинств и не стал немощным душою и телом от недостойного их причащения, но дай нам до последнего нашего вздоха достойно принимать часть Святынь Твоих, - в напутствие к жизни вечной…» (Литургия Василия Великого). Мы, как раз, на пути к жизни вечной, во время поста, особенно. Усердно молимся, готовимся, постимся, совершаем всенощные бдения. Ночные бдения – очень важны, потому что, кто молится ночами, те стоят на страже и защищают весь мир от нападения дьявола.

Две недели поста позади. Нам надо подвизаться дальше. Для укрепления в посте и молитве предлагаю вашему вниманию из Огласительных бесед преподобного Феодора Студита - Поучение в неделю вторую поста. О том, чтобы с кротостию и в мире проводить дни поста в уповании вечной жизни. 

«Братия и Отцы! Пост – доброе дело, но если ему сопутствуют подобающие ему: мир, доброе произволение, благопокорливость, кротость, сострадательность и другие исправления добродетелей. Но что вымышляет и что делает диавол, враг и наветник нашего спасения? Он влагает в постников все противное, и подущает их быть дерзкими и прекословными, жестокими, гневливыми, яростными, тщеславными, завистливыми и срамословами. Какая же у него цель? Дабы этими страстями причинить им больший вред и тщету, вместо пользы, какую они хотят получить от поста. Но мы будем познавать его умышления и козни, будем проводить святые дни сии и всегда мирно и тихо, с кротостию и в безмолвии, каждый терпя с любовию других, зная, что таковый пост угоден и приятен Богу. Если же мы не будем иметь сказанного, то какой бы труд мы ни понесли, он потерянный, и мы понапрасну подвергаемся злостраданиям. Впрочем поститься нам необходимо, потому что пост иссушает тело, а душу укрепляет и обновляет: «елико бо внешний наш человек тлеет, толико, – по слову Апостола: внутренний обновляется день от дне» (2Кор. 4, 16); и легкое, кратковременной печали нашея, многое множество вечныя славы соделовает нам на небесах. Так размышляя, и представляя награды и будущее воздаяние, будем с долготерпением пребывать в подвигах добродетелей, «благодаряще Бога и Отца, призвавшаго нас в причастие наследия святых во свете, иже избави нас от власти темныя и престави в царство Сына любве Своея» (Кол. 1, 12, 13). Не причащаемся ли мы каждый день пречистого Его Тела и Крови? А что может быть сладостнее Святого Причащения? Оно дарует вечную жизнь тем, которые причащаются с чистою совестию. Не беседуем ли мы каждый день и каждую ночь с Божественным Давидом и с прочими Св. Отцами и светилами нашей Св. Церкви? Какое другое может быть для души утешение больше сего? Не отлучились ли мы и не удалились ли от содружества с прелестным миром и от сродников наших по плоти ради Господа? Что другое может быть блаженнее и выше сего? «Яко наше... житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа, иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его, по действу еже возмогати Ему и покорити себе всяческая» (Фил. 3, 20, 21). Посему будем, братие мои, радоваться и веселиться, презирая и попирая всякую злую похоть плоти. "Всяка бо плоть яко трава, и всяка слава человеча яко цвет травный: изше трава и цвет ея отпаде: дело же добродетели пребывает во веки» (1Петр. 1, 24. 25). «Злостраждет ли кто в вас? да молитву деет, – как говорит писание, – благодушествует ли кто? да поет» (Иак. 5, 13). Искушается ли кто от злой греховной страсти (ибо диавол никогда не перестает бороть нас), да потерпит, слыша говорящего: «блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его» (Иак. 1, 12). «Аще сия весте, – сказал Господь, – блажени есте, аще творите я» (Иоан. 13, 17)».

Во время поста мы часто вспоминаем Ветхий Завет, особенно Моисея. Он много молился, постился, поднялся на гору Хорив в Синае, где сподобился видения Бога. Такое видение, что когда от спустился с горы вниз, все его лицо было светом, и сам он был свет. На иконах его изображают в свете, не только который светит на него, но который исходит из него. Помните, первого мученика архидиакона Стефана? Во время проповеди перед теми, кто жаждал его убить, так горячо рассказывал им о благодати Божией, что его лицо сияло изнутри. Преподобный Серафим Саровский показал своему ученику свет Благодати Божией внутри нас. Преподобного Макария Великого на иконах изображают только глаза, остальное все - свет вокруг. Были у нас такие отцы, которые имели опыт благодати Божией, который они обрели через молитву и подвиги.

Надеюсь, что для укрепления наших подвигов во время Великого поста, святитель Григорий Палама станет нашим гидом, будет сопровождать нас в пути к жизни вечной.

К братии своей обращаюсь, ищите в молитве и подвигах Свет Божий, который просвещает всех нас.

Хочу рассказать вам историю, в завершении своих слов. Несколько лет назад я познакомился со священником, отцом Александром, который служит в Женеве, мы с ним переписываемся, обмениваемся опытом. От него я получил великое утешение. Как и многие батюшки, он ходит в больницу окормлять и причащать больных. Он мне рассказал, что недавно он посетил оного человека, находящегося в коме, без сознания. Священник был в защитной одежде, маске, как положено быть в красной зоне. Совершил соборование, усердно молился, помазал его сколько надо раз, благословил и ушел. Через недели две, когда батюшка опять был в реанимации, хотел посмотреть на этого человека, такого там уже не было. Отец Александр, конечно подумал, что преставился ко Господу, но оказалось, что он пришел в себя, ему стало немного лучше и его перевели в другое отделение. Тогда батюшке стало интересно, и он пошел искать этого больного. В одной из палат тот больной сам позвал его. Он был еще сильно слаб, почти не мог говорить, но сделал жест своим пальцем, начертав крест на лбу. Тогда священник удивленно спросил, ты разве помнишь, что я тебя помазывал, а тот закивал головой - да помню. Видите силу благодати Божией. Человек без сознания, чувствовал, что священник пришел, совершал над ним таинство соборования, помазал его елеем.

Такой пример нам всем в назидание, а священникам еще для укрепление веры в совершении таинств церкви.

Да явится Божия благодать для укрепления всем, кто с верою и любовию обращается в молитвах ко Господу и причащается Святых Христовых Таинств. Аминь.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»