Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя сыропустная (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания. 14.03.2021

Неделя сыропустная (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания.

14 марта 2021 года, в Неделю сыропустную, Прощеное воскресение, воспоминание Адамова изгнания, в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары наместник архимандрит Василий (Паскье) в сослужении братии в священном сане совершил Божественную литургию. 

Проповедь после запричастного стиха произнес насельник монастыря иеромонах Зотик (Григорьев).

По окончании Божественной литургии в обители был совершен чин прощения.

Архимандрит Василий прочитал молитвы на начало Великого поста и пастырским словом напутствовал всех на добрый подвиг.

«Ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13; 11-14). Такими словами апостол Павел наставляет нас в преддверии Великого поста. Чтобы наши подвиги приблизили нас ко спасению.

Нынешние песнопения напоминают нам о райской жизни Адама, Евы, зверей, птиц, разных тварей, всего, что имеет дыхание, всего, что является живой душой, всего, что Господь создал для человека.

Надо вспоминать, когда Господь сотворил небо и землю, Он сотворил человека, но понял, что скучно ему одному. Сотворил Адаму спутников – животных, «И привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Бытие 2; 19). Господь видел, что животных не хватает Адаму. И тогда Он сотворил жену ему из ребра.

О первых тысячелетиях Библия нам говорит очень скромно, но очень важные вещи. Мы знаем, что Господь Адама и Еву поселил в Раю. Там было все. Господь все премудро устроил. Позаботился даже о еде. Сначала все питались растительной пищей, травой и плодами деревьев. Слова мясо тогда еще не упоминалось в Библии. Мясо пока никто не ел. Даже намека не было на то, чтобы убивать животных для еды. Все питались одинаково. И поэтому патриарх Ной, когда собрал всех животных в ковчег, взял с собой траву.

Библия заостряет наше внимание на два особенных дерева. Они находились в центре рая – дерево жизни и дерево познания добра и зла. Бог разрешил Адаму и его жене Еве есть плоды со всех деревьев в Эдеме, кроме Дерева познания добра и зла, которого они не должны были даже касаться «Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:17).

Адам, наверное, со страхом соблюдал эту заповедь, пока его не соблазнили. Змей был хитрее всех зверей, которых создал Бог, образ дьявола.  Умеет подойти незаметно к человеку и укусить в слабое место. Чаще всего мы даже не успеваем увидеть змия, только чувствуем боль и видим следы укуса.

Так же и дьявол подкрадывается незаметно. И укусить старается за слабое место, которое он знает в нас. И ему не составило труда найти слабое звено у Адама - жена.

Адам если бы столкнулся сам с дьяволом, возможно и устоял бы. Но хитрый змей знает к кому идти – к жене Адама. «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»?  И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».( Бытие 3;1-5)

Ева соблазнилась и попробовала запретный плод. Подошла к мужу. Адам увидел, что Ева уже откусила, тогда и он последовал за ней. Библия нам говорит, в тот же миг «Открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» ( Бытие 3; 7). Под внешней наготой подразумевается нагота духовная. Они потеряли доверие Бога. Они отошли от любви Бога за непослушание.

А дальше мы видим милосердие и снисхождение Бога к Своему творению. Он, конечно, знал, что произошло. Библия нам говорит, Бог ходил в раю во время прохлады дня, искал человека, и звал: «Адам, где ты?», называя человека своим именем. Если бы Адам в тот момент сказал – я здесь, Господи. Плакал бы, пал в ноги, зная, что нарушил единственную заповедь. Жаль, он сразу признался, что уже не тот, что потерял свою славу, в которую Бог его одел, ту же славу, что и у ангелов. Увидел себя голым, ему было стыдно, и он спрятался за деревьями. Бог искал Адама, а тот прятался от Него. В конце концов, Адам вышел к Богу и сказал: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. – а Бог даже не начал его ругать, а с надеждой, Господь хотел помочь человеку покаяться, открыть ему совесть, спросил -  кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Бытие 3; 10,11). Адам мог просто сказать – Господи, я нарушил Твою заповедь, прости меня. Наверное, был бы прощен, по милости Божией. Но нет. Адам не сказал этого. Он обвинил Самого Бога.   «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». Он не с покаянием стоит около Бога, но с дерзостью. Тогда Бог обратился к Еве: «Что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела».

Нам это очень знакомо, в жизни так и бывает. Мы торопимся Бога обвинить, почему не помог, почему не спас, почему не избавил от лукавого, не уберег от греха. Или же в наших падениях виноват тот, который соблазнил, а тот ссылается еще на кого-то, а в итоге все сваливаем на дьявола. Посмотрите на свою жизнь, сколько раз мы виним беса в наших грехах. Часто можно услышать – бес виноват, он меня искушал, сатана устроил мне ловушку, из-за дьявольских происков у меня черная полоса. Конечно, дьявол участник всех наших грехопадений. Но в чем дело? Почему это происходит? Потому что змей подошел к жене и начался разговор. Он очень аккуратно начал у нее выспрашивать, она ему открыто отвечать, он ей предлагал, она слушала, может быть сомневалась, начали торговаться. Оглянитесь, сколько раз были ситуации в жизни, сатана подходит к нам, предлагает – да, ладно, выпей немножко, или покури всего один раз, или попробуй уколись, или всего лишь посмотри на чужую жену, или возьми, что плохо лежит, ничего не будет. Мы начинаем разговаривать со своими мыслями или прямо с дьяволом. А дьявол хитрый. Может так заблуждать человека, что потом становится очень больно. Больно от того, что после совершенного греха, человек становится голым. Вы чувствовали это? После падения чувствовали себя нагими? Каждый чувствует после падения, страшную пустоту. Девственник с блудом теряет девственность, трезвый с пьянством теряет воздержание, мудрый, когда пошел на компромисс со своей совестью- терял рассудительность. Человек становится обнаженным, незащищенным.

Чтобы спасать человека, не для наказания, а чтобы он вечно не мучился, дал ему срок жизни, дал ему смерть. Выгнал из Рая, чтобы человек не имел доступа к вечности прежде времени. Для того, чтобы тот, который перед Богом не мог признать свой грех, в отсутствии Бога, Его благодати, Рая, смог почувствовать, что действительно он потерял. Тем более, когда выгнали из сладостного Рая.

Вокруг стало все чужое. Животные стали зверями, природа даже стала против человека. Он стал чувствовать холод, зной, болезни. Все против него. И Адам сидел у врат Рая и плакал, и плакал.

Но Господь не хочет смерти грешника, поэтому послал множество праведников и пророков, которые пытались поправить ситуацию. А в конце времен послал Своего Сына.

Мы с вами ощущаем, что мы тоже далеко не в Раю.

Как говорил в одной из проповедей почивший протоиерей Димитрия Смирнов – Как нету ада, когда вы уже в аду. Да, мы по своему собственному желанию в аду, если не появится намерения покидать это место.

«Ночь прошла», говорит апостол. Нам надо встать на ноги и начать путь к свету. Время поста, для нас благоприятное время. Время поста – это возможность восстановления отношений с Богом. Восстановим диалог, который прервал Адам, сбежав от Бога. Побоялся Его лица.

А мы сегодня вечером будем петь Великий прокимен: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя…». Давайте начнем в течение поста искать лицо Божие. Только Его лицо может просветить нас и нашу жизнь.

Если бы Адам покаялся, признался, что нарушил заповедь, съел запретный плод, наверное, Господь его простил. Тот остался в Раю, стал, может быть, как ангел или выше. Мы можем это только представить своим воображением.

Но, используя падение Адама, Господь хочет для нас больше чем Рая. Он хочет, чтобы мы были с Ним. Именно поэтому Он послал Своего Сына. Логос, Слово стало человеком, и когда Свою миссию закончил на земле, возвратился с человеческим телом одесную Отца. Теперь мы, через Иисуса Христа, можем попасть не только в Рай, но в Царство Небесное.

Поступок Адама можно назвать– блаженное падение Адама, которое нам дает больше чем возвращение в рай, оно открыло нам путь в Царство Небесное. Господь хочет только добра человеку, хочет его покаяния. И не только во время поста, каждый день.

Пришло время покаяния, но не будем строить гримасы. Евангелие нам говорит: «Не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. … А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое» (Матф.6:16-18). Нам надо иметь хорошее, приятное лицо, потому что через покаяние милосердный Господь вернет нас на место.

Как отец ждал на дороге, и какая радость была с возвращение блудного сына. И у сына печаль сменилась радостью, отец восстановил его в своих правах.

Радость и у нас будет, когда услышим, что Господь ищет нас, вопрошая: «Адам, ты где?». Сколько раз было так в нашей жизни, Господь приходил, звал нас по имени, а мы отходили, прятались, боялись. Не бойтесь, откройте свою душу, и Господь откроет вам Царство Небесное.

Проводите этот пост с любовью. Нам надо обрести любовь и к Господу, и к брату своему.

Если мы будем строго поститься, но брата своего ненавидеть, зря тогда наши подвиги. А если пост будет открывать нам дорогу к любви, к ближнему и к Богу, тогда мы спасены.

Труд Иоанна Лествичника, одна из самых известных духовных книг, по которой вот уже почти 1500 лет учатся бороться и успешно борятся со страстями монахи и мирские христиане, заканчивается последней ступенью – «Любовь», встреча с Богом.

В наш надвратный храм ведет узкая лестница, справа вдоль всей лестницы изображена Лествица духовная, возводящая от земного во святая святых. На самом верху последняя надпись – любовь. И нас там встречает Господь благословляющий.

На иконе «Лествица» мы видим, как карабкаются по лестнице люди в монашеских одеждах, кто-то падает, бесы как только не изощряются, чтобы стащить монахов вниз.

Но к тем, кто поднялись до самой последней ступени, простерта рука Божия. «Владыко Господи! Простри руку Твою невидимую от святаго жилища Твоего…» Господь видит каждого человека, идущего по этим ступеням, протягивает к восходящим руку. Но путь к Нему состоит из тридцати высоких ступеней -- христианских добродетелей, и на каждой ждут испытания . Приближаясь к любви, Господь помогает сделать последний шаг.

Пусть Господь поможет нам провести этот пост с пользой: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления» (Стих, в понедельник Великого поста).

Все наши старания во время поста не упражнения для стройности фигуры, а труд для укоренения в себе любви и к себе, и к Господу, и к брату.

Пусть этот пост проходит в духе любви, чтобы светлое воскресение было для нас по-настоящему Великим праздником».

 По сложившейся традиции, отец наместник и братия обители испросили друг у друга и у народа прощения.

 Вечером того же дня настоятель мужского монастыря архимандрит Василий был с духовенством Чебоксарской епархии в Введенском кафедральном соборе г. Чебоксары на вечере с чином прощения, где митрополит Савватий и его многочисленная паства испросили друг у друга прощения.

По окончании чина прощения благословил каждого пришедшего на богослужение на прохождения поприща Великого поста.

И после благословения Владыки митрополита, для каждого пришедшего началось время прохождения поприща Великого поста.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»