Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя мясопустная, о Страшнем суде. 07.03.2021

Неделя мясопустная, о Страшнем суде.

7 марта 2021 года в Неделю мясопустную, о Страшнем суде, наместник Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары архимандрит Василий (Паскье) в сослужении братии в священном сане совершил Божественную литургию в главном храме обители.

Богослужебные песнопения исполнили монастырский хор регент иеродиакон Пантелеимон (Швецов) и хор воспитаников Воскресной школы под управлением Надежды Николаевны Мальцевой.

Проповедь после запричастного стиха произнес игумен Вениамин (Куликов).

По окончании Литургии отец наместник обратился к собравшимся богомольцам с пастырским словом.

Может быть звучит абсурдно, если я вас поздравляю с праздником в день, когда мы вспоминаем Страшный суд. На самом деле, для нас это будет настоящий праздник. Надеюсь, мы все будем по правую руку Господа со стороны овец, а не слева с козлами.

Второе пришествие это то, что мы ждем каждый день, не как наказание, но потому что верим и исповедуем. Символ веры, который мы читаем каждый день отражает нашу веру, в чем та Истина, которую несет христианство миру: «Верую…. и во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; …И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца,» и последний догмат веры: «И жизни будущего века. Аминь».

Итак, мы не только предупреждены о втором пришествии Господа нашего, но и живем в ожидании встречи с Ним.

Если мы живем правильно, бояться нечего. Суд Страшный будет не для нас, и пусть не для кого. Пусть будет праведников больше, чем грешников.

Три недели мы постепенно готовимся к великому посту, времени подвига. 40 дней – это наша десятина. Малость, которую мы отдаем ради Бога, работая над собой, стараясь исполнять заповеди, чтобы не попасть в категорию грешников, которые не увидят и не почувствуют Господа.

Три недели Церковь нам рассказывает, если вы заметили, какой Господь милосердный и терпеливый, как Он умеет прощать грехи. Это и Закхей, и мытарь, и блудный сын. Всех простил.

Некоторые думают, успею еще, пока поживу в свое удовольствие, а время придет, покаюсь.

Но играть с временем нельзя, потому что никто не знает, когда Господь призовет нас.

Мы представляем себе Суд Божий, как земной суд. Судья, демон обвинитель будет обличать нас, а ангел –хранитель наш защитник будет стараться покрыть нас нашими добрыми делами. Нигде мы не встречаем, что Суд будет проходить так.

Мы видим, что Сам Господь сразу распределит, кому в какую сторону. Так что решение судьи – Господа зависит от нас самих. Жили по заповедям Божиим или мы ничего не соблюдали. На суде нас не спросят сколько поклонов мы сделали, сколько дней постились, сколько акафистов прочитал. Господь по-другому с нас спросит: «алкал Я, и вы дали Мне есть; или не дали, жаждал, и вы напоили Меня; или не напоили, был странником, и вы приняли Меня; или не приняли, был наг, и вы одели Меня; или не одели, был болен, и вы посетили Меня; или не посетили, в темнице был, и вы пришли ко Мне; или не пришли.» (Матф.25:35-44). А мы спросим, как в Евангелие, когда все это было? А Господь скажет, когда брат твой был голодный, это Я был, когда он болел, это Я был, когда он в темнице сидел – это Я под его обликом ждал тебя там. Отсюда вытекает единственный вопрос на суде – как ты Меня любил?

Мы навещаем больных, одеваем бедных, кормим голодных от чего мы это делаем, от любви только.

Думаю, что это будет так. Вспомните последние строки Евангелия от Иоанна. После воскресения Господь встретил Петра, который, надо помнить, только что отрекся трижды от Христа, сказал, что не знает этого человека, отошел от Бога, предал, но раскаялся. Горько плакал. И Господь спрашивает его: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня …?» (Иоан.21:15) Мы помним ответ Петра, потому что этот вопрос повторялся трижды.

Можем себе представить, что на Страшнем Суде с нами будет тоже самое. Господь спросит: Иван, Александр, Мария, Клавдия, …, любили ли вы Меня и Мои творения.

Сегодня хорошая погода, мы не забыли Бога благодарить. За ненастье тоже надо благодарить, значит нам это полезно, раз Господь допустил. Наше будущее зависит от любви к своим ближним, к окружающему миру.

Евангелие сегодня открывает нам период, после которого наступит вечность, потому что после Суда времени уже не будет.

В следующее воскресение мы будем вспоминать, как Господь изгнал Адама из Рая. Это можно считать началом нашего спасения. Ситуация, мы отошли от Бога, так, что Господь нас выгнал. Но Он милосердный, пытался нас вразумить, искупить. Посылал пророков, Моисея, дал нам законы, даже Сына Своего послал к нам, апостолов послал после Воскресения Христова по всему миру с проповедью о Иисусе Христе, Который восстановил образ и подобие Божие в человеке. Человек своими грехами растерял образ Божий в себе, выгнали его, уже стал непохожий и неподходящий для Царствия Небесного. Но Господь милосердный послал Сына Своего Единородного восстановить этот образ. И когда мы видим Христа, знаем, Он истинный образ Божий и подобие. Вот куда нам надо стремиться.

Пост – особое время для подвига, для того чтобы восстановить в себе именно образ и подобие.

Евангельское чтение напоминаем нам о том, что конец будет. Скоро будет.

Некоторые древние отцы предполагали, что Страшный Суд начнется после семи времен, после семи тысяч лет от сотворения мира. Когда будет это время? Уже сейчас у нас на антиминсе написано, что владыка благословил в семь тысяч и несколько сотен лет от сотворения мира. Значит мы уже живем в этом седьмом времени. Сколько оно продлится только Господь знает. Когда апостолы вышли на проповедь, они говорили, что мы живем последние времена.

Только Господь терпеливый не хочет смерти грешника, хочет, чтобы все покаялись, пришли к Нему. Об этом напоминает нам молитва, которую мы читаем в начале Евхаристического канона: «…Ты от небытия в бытие (от хаоса в сотворенный мир) нас привел еси и отпадшыя возставил еси паки (после падения восстановил человека снова), и не отступил еси, вся творя, дондеже (до тех пор, как) нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее …» Эта молитва волнует меня до глубины души.

Господь рассчитывает, что мы будем в Его Царстве, и готов терпеть столько, сколько надо. Но всякому терпению есть предел. Он уже послал нам пророков, апостолов, ангелов, закон нам дал, все для нас сделал, чтобы мы попали в Царство Небесное. Потоп был, предупреждение, все, дальше нельзя. И что после потопа? Все тоже самое, грешим еще больше.

А когда все уже испробовал, послал Сына Своего Единородного.

Господь всегда помогает нам подняться, возвратиться, а мы удаляемся. Поэтому Он перед началом поста, как каждый год, предупреждает, показывает, предлагает. А мы что с этим будем делать, послушаем или не послушаем?

Каждый услышит вопрос о любви: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» Наверное мы будем, как Петр убеждать Бога: «Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». (Иоан.21:17) Но это надо еще доказать, если говорю, что люблю Бога, а брата своего ненавижу, значит нет любви. Любовь – это движение, которое помогает обрести Царство Небесное. Потому что любовь – это Бог, и кто любит тот Божий, а кто ненавидит, тот от дьявола. Кто объединяет, тот от Бога, кто разделяет, тот от дьявола.

Если есть доброе движение в душе, то помогу ближнему в нужде. Если даже человек неверующий, но добрый, гостеприимный, спешащий на помощь – это у него от Бога.

А другое предупреждение, которое касается более священнослужителей, они имеют полномочия действовать от имени Господа. Если мы забыли о любви, ничего нас не оправдает.

«Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф.7:22–23).

Много зависит от пастырей, священников, будут ли люди любить друг друга.

Обязательно между нами должно быть согласие. Будет любовь, Бог будет посреди нас.

Дорогие мои с этими словами начинаем Масленицу, и помните послание апостола Павла: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (1Кор.8:8,9). Так что наш подвиг не ради подвига, а ради любви. Поститься так, чтобы никого не искушать и не соблазнять.

Поститься будем, чтобы почувствовать жажду не в пище, а по Богу, чтобы мы жаждали любви. Это заставит нас любить друг друга.

Бывает, вроде подвижник, не ест, не спит, думает, что почти ангел, а встретит брата своего и спустит всех собак на него. Пост его напрасен.

А другой человек, который не постился, но увидел своего брата в нужде, остановился, посмотрел на него с любовию, помог ему подняться и все сделал, что от него зависело. Этот будет оправдан, потому что действовал от Господа.

Завершая, приходим к выводу, надо любить и Бога и брата, как самого себя.

На этой неделе в среду и пятницу положены службы подобно великопостным с молитвой прп. Ефрема Сирина (с поклонами), без Литургии. Но на среду 10 марта у нас выпадает праздник исповеднику земли Чувашской, священномученику Николаю Троицкому. Ради памяти новомученика, а Типикон позволяет исключения, будем совершать Бдение. Пресвитер Николай подвизался в селе Малое Чурашево, теперь это подворье монастыря. Там будет торжество ради святого земли Чувашской.

По мере возможности, приходите на службу. Помолиться нашему земляку.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»