Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя о блудном сыне. 28.02.2021

Неделя о блудном сыне.

28 февраля 2021 года в Неделю о блудном сыне, Божественную литургию в Свято-Троицком мужском монастыре г.Чебоксары совершил наместник архимандрит Василий (Паскье).

Ему сослужили братия обители в священном сане.

Перед причастием отец наместник вышел на амвон с пастырским словом, в котором обратился к участникам богослужения с толкованием Евангельского чтения и Апостольского послания.

- Сегодня второе воскресение Триоди, и мы слышали Евангельскую притчу «О блудном сыне».

Триодь началась с недели, когда мы читали Евангелие о Зекхее. Господь пришел к человеку грешному, и тот покаялся и был оправдан. В прошлое воскресение мы слышали Евангелие о Мытаре и Фарисее. Услышали, как один человек все соблюдал, все исполнял, платил десятину, и не видел себя грешником, вроде хороший, праведник, святой. Сам себя оправдывал. Господь здесь как бы и не нужен. А второй человек был мытарь грешный, боялся глаза поднять к небу. Просил у Бога только милости. И написано, отошел оправданный.

Сегодня ситуация немножко другая. Один человек, как мы понимаем, образ Отца Небесного. Терпелив к нашей свободе выбора. У него два сына, Младший самоуверенный, свободолюбивый, хочет жить самостоятельно. Родителям всем это известно. Дети, в какой-то момент, перестают слушаться, уходят из дома, хотят жить своей жизнью. Молодой решил сейчас же воспользоваться принадлежащей ему долей наследства от отца. Обычно, получают наследство после смерти родителей. Но тому захотелось получить свою часть сразу. Добрый отец отдал ему. И тот ушел от отца своего, из дома, и не только, но «пошёл в дальнюю страну». Там, пока были деньги, жил легко и «расточил имение своё, живя распутно». Деньги закончились, потому что не работал, жил на полученную от отца благодать, которая закончилась, в конце концов. Денег нет - и друзей нет. Начались неприятности. Единственное, что ему осталось попроситься на работу. И работа ему нашлась - пасти свиней.

Мы знаем, что в Израиле свиней считают нечистыми животными. Их не употребляют в пищу и поэтому не разводят. Так же, как и в другом месте Евангелия рассказывается о легионе бесов вошедших в стадо свиное. Это совершилось не в Израиле, а на другой стороне Геннисаре́тского озера, в стране Гергесинской.

Наш молодой человек тоже далеко от дома, в другой стране. Пас свиней, видел, что они едят. Плоды вечнозелёного рожкового дерева, на иврите называются харув. Высокое дерево, плоды похожи на стручки фасоли. Когда высыхают, становятся съедобные, сладкие и полезные. Содержат много белка. Даже монахи в Палестине запасали их про запас, потому что в сушеном виде эти стручки хранятся долго, а из-за содержания сахара не портятся. Монахи ели их и сухари.

А несчастный молодой человек не имел доступа даже до еды свиней, «И он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему».

И вдруг, он вспомнил. Вспомнил про дом свой, где простые рабочие имели еды вдоволь. Могли есть досыта.

Пришел в себя. Принял решение, возвращаться и проситься к отцу в рабочие: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. Прими меня в число наемников твоих. Встал и пошёл к отцу своему».

А отец ждал возвращение своего сына, потому что любил его: «И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его». Мы знаем, что случилось дальше. Сын просил прощения у отца, чувствуя свое недостоинство, предательство, ничтожество. Но Господь в образе Отца, принял его обратно, дал ему новую одежду, мы понимаем, что это образ крещения. Дал ему перстень на палец – значит, вернул ему все права, заключил с ним Новый завет. Организовал праздник, ради чего был заколот телец упитанный. Телец – образ Христа. Отец Небесный отдал Своего Сына нам есть Его тело и пить Его кровь, что нас сейчас и ждет.

Из этого Евангельского чтения мы можем сделать для себя важные выводы.

Когда мы начинаем жить по своему, по своим правилам, когда мы теряем связь со своей духовной родиной, быстро иссякает в нас благодать. Когда мы уходим от источника тепла, быстро остываем. Когда удаляемся от источника любви, любовь заканчивается. Если мы уходим от источника жизни, жизнь быстро кончается.

Что спасло этого молодого человека? Воспоминание. Он вспомнил, что в доме его отца, хорошо, тепло, никто не голодает. Это первое движение покаяния – вспомнил и дом, и конечно отца своего. Второе – встал. Взял себя в руки и возвратился домой.

Когда мы говорим о грехе, мы употребляем слово падение. А когда человек приходит в себя, вспоминает, кто он и откуда, понимает, что у него есть возможность вернуться домой, тогда человек поднимается. Встает на ноги и идет. Именно движение в такой последовательности называется покаянием, когда мы возвращаемся.

Для нас это действительно актуально в преддверии Великого поста, возвращение домой. В дом Отца своего. Мы не можем жить далеко от Бога.

Современный человек, хочет жить свободно, как тот младший сын. Но Бог мешает. Если Бог есть, дает нам жизнь, благодать, но еще и заповеди, то надо соблюдать их, чувствовать Его руку. Но современный человек хочет жить по-своему, думая, что все отцовское принадлежит ему. Мы это видим в нынешнем веке, когда говорят, Бог мне не нужен, это мое, как хочу, так и буду использовать. Но не догадывается, что если удалится от Бога, быстро остынет. Останется без ничего. Становится ниже тех свиней, которые, все равно, живут. Живут, по милости Божией. Они своего Творца знают. Животные знают, что Бог есть. Поэтому они живут и не нуждаются и не голодают, потому что Бог дает им все, что надо, еду, воду, воздух. А человек, живущий без Бога, умудряется портить среду, в которой сам живет. Что сейчас и происходит. Портим природу, до такой степени, что даже некоторые места становятся непригодные для жизни. Сами же отравляем. Если человек не будет вспоминать о Боге, о благодати, откуда он, даже если он уже забрал свою долю, но все равно, Бог есть, Он добрый Отец.

Тот Евангельский отец, вы думаете, что он стал нищий, после того, как отдал долю младшему сыну. Нет. Он добрый, нормальный человек. Отдал часть, но то, что у него осталось, он быстро умножил.

Бог – источник всех благ, все от Него исходит. Когда человек хочет жить отдельно, он оскудеет, потому что источника у него нет. Источник у Бога.

Еще один момент нашего входа в Триодь – накануне вечером мы первый раз пели псалом 136. «На реках Вавилонских». Еще одно напоминание, что когда-то народ израильский жил далеко от Иерусалима, в плену, в Вавилоне. За несколько тысяч километров от Иерусалима. И народ там вспоминал родину. Надо знать, что в плен они попали не так просто. По своим грехам. Когда народ престал слушать Бога, перестал исполнять заповеди, грех умножался в земле Израильской, они ослабели, тогда напали враги, разрушили храм, всех угнали в плен. Это тоже напоминает блудного сына из сегодняшнего Евангельского чтения. Молодой человек забыл, что надо жить прилично, уважать отца своего. Можно сказать, забрал, что ему принадлежало, плюнул отцу в лицо и прощай. Народ в Вавилоне вспоминал с тоской о своем доме, так же как молодой человек о своем доме. «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;  на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сионских». Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим,- забудь меня десница моя;  прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего». Народ вспоминал благостное время в Иерусалиме, когда Господь был их Богом, когда они жили под Его руководством, уважали Его, не подпускали к себе идолов, тем более поклонение им, так же сребролюбие, прелюбодеяние и все другие грехи.

Перед началом поста, Господь хочет через чтение Священного писания разуметь нас. Чтобы мы помнили страну, откуда нас выгнали. Последнее воскресение перед постом будем вспоминать изгнание Адама из Рая. Но сегодня мы почувствовали, как милостив Господь. Он ждал Своего Сына, Он ждет нашего возвращения. Это дает нам действительно упование.

Но не обольщайтесь. Не думайте, пока погрешу, потом вернусь, опять мне дадут одежду, опять оденут перстень, да еще хороший обед будет. Для того чтобы мы не попали в эту ловушку, в следующее воскресение мы будем вспоминать о Страшном суде. Если Бог милостив, то Он еще и справедливый. Не забывайте, Бог милостив, когда человек кается, и справедливый, если человек не разумеет или хитрит.

Помните, что Иоанн Креститль сказал фарисеям, которые шли креститься к нему: «видев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?»

Так что, друзья, братия и сестры, будем помнить, как хорошо жить в доме Отца своего, как хорошо быть с Ним.

Но, обращаюсь и к праведникам, которые есть среди нас, безусловно. Есть люди, которые с детства все соблюдали и не уходили никогда от дома Отца. Не попадитесь в ловушку осуждения тех, которые возвращаются домой после падения. « Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка» (Лк. 15: 11-32). Иногда, считающий себя праведником так и поступает. А радости не было у него. Старший сын отошел от Отца, сам себя отключил от праздника.

Те, кто среди нас праведники, пожалуйста, не осуждайте грешников, а радуйтесь со всеми на празднике, который Господь устроил для всех.

Апостол Павел в своем послании к Коринфянам написал: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела́ ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою Кровию Господа нашего Иисуса Христа. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Коринф. 6: 12-20).

А те, которые чувствуют, что отошли от дома Отца, голодают, Господь предлагает нам возвращаться домой, покаяться и участвовать в принятии Святых Христовых Таин, которые сейчас вынесут для вас из алтаря. Аминь.

После причасти и заамвонной молитвы, отец Василий еще раз обратился ко всем молящимся в храме.

Если вы чувствуете себя далеко от Отца Небесного, вспомните о своей Родине. Соберитесь с мыслями, встаньте и возвращайтесь домой. Отец милосердный ждет нас. Не ждите его сурового и справедливого Суда, пока есть время. Господь дает нам время Триоди, для того чтобы мы вспомнили и возвращались.

А праведники, не осуждайте тех, кто хочет вернуться обратно, постарайтесь принимать нас, как Отец Небесный принимает всех покаявшихся.

И будет радость не только для ангелов на небесах, но для всех, и для праведников, и для грешников, которые вернуться.

Напомнил еще раз, что Воскресная школа при монастыре нуждается в милости.

- Школа всем дорога. Уже не одно поколение детей выросло в стенах нашей школы. Есть бывшие дети, которые теперь водят своих детей туда.

Надеюсь, если Бог даст время, те дети, которые сейчас посещают Воскресную школу, приведут своих детей.

А для этого нужно немножко помогать. Даже самая маленькая лепта поможет содержанию Воскресной школы.

Поблагодарил всех за совместные молитвы.

По традиции, по окончании богослужения наместник с братией продолжили свои молитвы по пути в трапезную чином о Панагии.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»