Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Сретение Господа Нашего Иисуса Христа. 15.02.2021

Сретение Господа Нашего Иисуса Христа.

15 февраля 2021 года в двунадесятый праздник Сретения Господа Нашего Иисуса Христа в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары Божественную литургию совершил наместник архимандрит Василий (Паскье) в сослужении братии обители в священном сане.

Перед началом богослужения было совершено традиционное освящение свечей.

После запричастного стиха было оглашено Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю празднования Дня православной молодежи и обращение правящего архиерея митрополита Чебоксарского и Чувашского Савватия.

После славления праздника перед иконой «Сретения Господня» отец наместник обратился к собравшимся на богослужение с пастырским словом.

Прошло сорок дней от Рождества Христова.

Праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа вошел в богослужебный церковный круг постепенно. Сначала это было местночтимое событие в округе Иерусалима. Исторически достоверным свидетельством чествования Сретения на христианском Востоке является паломничество ко святым местам по Палестине, Египту, Синаю в конце IV века западной паломницы, госпожи Этерии. Затем в начале V века засвидетельствована богослужебная практика в армянском Лекционарие. Но пока везде этот праздник показан, как «Сороковой день от Рождества Господа нашего Иисуса Христа» и Очищение Девы Марии. Праздник не имел самостоятельного значения, но рассматривался в качестве своеобразного «отдания» всего сорокадневного цикла праздников, посвященных явлению в мир Сына Божия.

И только в первой половины VI века, праздник стал распространяться по всей империи в качестве официального государственного торжества.

Есть несколько версий на этот счет.

Конечно, празднование Сретения Господня стало возможным после того, как христианство стало законной религией. Этерия побывав на Святой Земле рассказывала, что в Иерусалиме отмечают праздник принесения младенца Иисуса в храм на сороковой день, делая акцент на время Очищения Девы Марии после родов. Сегодня тоже существует такая традиция. В сороковой день после родов женщина просит у священника очистительную молитву на нее и на младенца.

До сих пор на Западе это праздник связан с Очищением Божией Матери, а Восточная часть Церкви назвала этот праздник Сретение Господне, вспоминая о встречи Бога со Своим народом.

Сегодняшние послания Патриарха и Митрополита адресованы молодёже, а самые главные герои праздника – старики Симеон и пророчица Анна. Единственная молодежь в этом сюжете – младенец Христос. Кульминационным моментом праздника является встреча.

Церковная традиция, сказанием Четьей Минеи от 2 февраля, обуславливает установление праздника Сретения чудесными событиями, случившимися во время страшных бедствий – ужасной моровой язвой и землетрясений, одновременно обрушившихся на Константинополь, Антиохию, Мисию и другие регионы империи зимой 541/542 годов. Бог открыл, что страдания прекратятся, если будет установлено торжество праздника Сретения Господня. И действительно, с наступлением 2 февраля 542 года после торжественного богослужения в честь Сретения Господня болезнь и землетрясения кончились чудесным образом. В память сего события император Юстиниан Великий повелел по всей империи торжественно чтить день 2 февраля.

Тогда начали писаться тропари и каноны этому празднику. В IX веке в монастыре прп. Феодора Студита были написаны каноны в воспоминание Сретения Господа нашего Иисуса Христа.

Вернемся к самому празднику.

Мы сегодня слышали послание апостола Павла к Евреем. Он напомнил нам к какому священству принадлежал Иисус Христос – к священству по чину Мельхиседекову. Не из законного священства Аарона, а из неизвестного рода. Священник Бога Всевышнего Мелхиседек царь Салимский. В буквальном переводе имя "Мелхиседек" - это "царь правды". В переводе с еврейского слово "салим" означает "мир". Выходит, Мелхиседек царствует над миром.

В Библии в рассказе о возвращении Авраама после победы над четырьмя царями, встречаются загадочные строки: «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего» (Быт. 14:18–20).

Этот странный отрывок не имеет ни предыстории, ни продолжения. Таинственен образ самого Мелхиседека, неизвестно откуда взявшегося и тут же пропавшего в никуда.

Мелхиседек выносит Аврааму хлеб и вино. С одной стороны, чтобы выполнить Закон Моисеев. Но с другой стороны, чтобы дать предызображение таинства жертвоприношения Господня. Иначе говоря, чтобы прообразовать таинство Евхаристии (причащения). В этом предызображении Мелхиседек - прообраз Христа, хлеб и вино - прообразы плоти и крови Христовой, а Авраам - прообраз всего человечества.

Хлеб и вино, жертва, которую принес Иисус Христос и дал нам в воспоминание о Нем. На Тайной вечере Он повелел своим ученикам: «Сие творите в Мое воспоминание» (1Кор.11:24) .

Значит мы видим, что Христос не связан с первосвященниками, со службой, но Он как Сын Божий совершил Свой вход в Храм Божий, Храм Отца.

Здесь стоит подробнее остановиться на этом храме.

Храм построил Ирод Великий, тот же Ирод, который убил младенцев и хотел убить Иисуса Христа.

Если внимательно посмотреть, кто он такой этот Ирод. Напрашивается вывод, что это не Ирод, а урод, тиран. Человек убивал своих детей, своих жен. Избавлялся от всех, кто его окружал, чтобы быть единственным, и ни с кем не делить свою власть, которую он купил. Ужасный был человек, и его ненавидели. Народ израильский его ненавидел и за его поведение, и еще за то, что он не из еврейского рода. Он явился из Идумеи, купил царство у римской власти, и воевал всю свою жизнь. Политическое положение того времени в Евангелие не отражено. Когда мы читаем Евангелие, мы не видим, что там у них происходило. Но на самом деле, это был ужасный период постоянных воин между разными народами, окружающими Палестину. Арабы, Сирийцы, Египтяне, Персы. Вот такой был Ирод. Да, он великий строитель. Построил храм, крепости. Но на этом его достоинства заканчиваются. А что самое ужасное, он окружил себя и храм беззакониями. Далеко отошел от Моисей. Первосвященники, которые служили в храме, были даже не из рода Аарона. Они были купленные. Если почитать про храм того времени, увидим, что некоторые священники пришли в Храм из языческих храмов, из Египта или Греции. Становится понятным, почему есть антагонизм между Иисусом Христом и властью храма, первосвященниками. Понятно почему они искали, как Его убить, и избавились от Него. Потому что Он не из этого мира. Он из рода Мелхеседекова. Он пришел из другого мира. Немножко навести порядок.

И не удивительно, что после Иисуса Христа  храм сам разрушился. Храм построенный Соломоном был законный. Но по грехам и Соломона, и народа тот храм не устоял. Потом его с трудом восстановили. Искали живых священников, которые могли вспомнить как надо служить. Нашли кое-какие записи и восстановили службу. А при Ироде, надо представить, на сколько труднее было навести порядок даже только в самом храме.

Иисус Христос пришел вот в такой мир. Рождество Господа Иисуса Христа мы привыкли представлять прекрасно, мирно, кроме того, что никто Его в Вифлееме не принял к себе в дом. В остальном все спокойно. Только есть такой момент, как только Ирод узнал, что волхвы пришли с Востока и ищут Младенца из Царственного рода, боясь за свое место, конечно, сразу захотел убить Его. Характер Ирода. От страха за свою власть был готов убивать даже своих собственных детей.

Итак, мы уже вспоминали Рождество Иисуса Христа, вспомнили восьмой день, наречения имени и чин обрезания, как заведено было в Ветхом завете. А сейчас уже сороковой день.

Видимо, что Иисуса пока никто не знал. Иначе Ирод уже давно бы себя обезопасил. Значит, Он мог еще свободно ходить в течении сорока дней и побывать в Храме Господнем.

Произошел тот момент, скорее всего без особого скопления народа, когда древний старик Симеон, ведомый Духом Святым, пришел в храм, а так же и женщина 84 – х лет по Писанию, которая 7 лет была замужем, а большую часть своей праведной жизни она была вдова. Проводила свое время в храме, в посте и молитве.

Эти праведники только и жили в ожидании явления Спасителя Христа, Которого Господь пошлет для освобождения народа от греха.

В один из дней, по наитию Святого Духа, пришли на встречу с Господом Иисусом Христом праведный Симеон, твердо веровавший, что он не увидит смерти, пока не встретится со Спасителем, а с ним и Анна пророчица.

Богородица и Иосиф обручник, конечно, ничего не знали об этой встрече, не ожидали и были крайне удивлены. Тем более, услышав такие слова: «И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,- и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лук. II, 22-40). Быть Божией Матерью, это не только звание получить, титул, но и участвовать в страданиях Своего Сына.

И все таки, в этот день Церковь приглашает Матерь Божию радоваться, ибо: «… из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды - Христо́с, Бог наш,/ просвеща́яй су́щия во тьме…»

Старец Симеон нам открывает, что Христос пришел не только для Израиля, но для всех народов: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».

Сегодня мы уже можем точно сказать, по прочеству Симеона, Христос явился, как Спаситель всех народов.

Напомню, мы читали, что Он из священства Мелхиседека, потому что Он нам передал чин приношения жертвы – по чину Мелхиседекову. Бескровная жертва хлеб и вино становятся Его телом и кровью, ради нашего спасения и перехода в жизнь вечную.

Надеюсь, что все сегодня пришли на праздник Сретения, встречать Господа.

Пусть Господь просветит тьму в глубине нашего сердца. Не все еще просвещено, много места занято под страстями.

А Господь пришел освободить верующих в Него от страстей для того, чтобы Свет Христов просветил наши жизни и, чтобы тьма не могла нас объять, а мы чтобы были свободны.

В этот замечательный праздник, хочу пожелать, пусть Господь просвещает нас и укрепляет нашу веру. Аминь.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»