Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 36-я по Пятидесятнице. Предпразднство Сретения Господня. 14.02.2021

Неделя 36-я по Пятидесятнице. Предпразднство Сретения Господня.

14 февраля 2021 года в Неделю 36-ю по Пятидесятнице, Предпразднство Сретения Господня, Божественную литургию в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары совершил наместник архимандрит Василий (Паскье).

Ему сослужили братия в священном сане.

Перед причастием иеромонах Тивуртий (Шерушинин) произнес проповедь.

По окончании Литургии  отец наместник поздравил всех с воскресным днем и обратился к молящимся с пастырским словом посвященном воскресному евангельскому чтению о Закхее. 

Накануне двунадесятого  праздника  Сретения Господа нашего Иисуса Христа, мы читали Евангелие о Закхее. 

Это чтение напомнило нам о скором начале периода Триоди. Следующее воскресное богослужение, о мытаре и фарисее, будет совершаться по Триоди. 

А сегодня мы слышали историю одного из главных налогосборщиков, начальника мытарей. 

Он был богат, ходил по домам за сбором податей, а часть собранного дохода оседало у него в кармане. Значит, обижал людей, и народ его особо не любил, можно даже сказать – ненавидел. Налоговая система была несовершенна, поэтому они собирали с людей сколько заблагорассудится. 

Этот мытарь, кроме того, что был нелюбим всеми, но еще и патологически маленького роста. Бывает так, что лилипуты обижены на весь белый свет и поэтому злые. Сами они обижены на всех. Отомстить можно за уродство через свою власть. Евангельский герой мог пользоваться своим положением, чтобы обижать людей более успешных, чем он сам, потому что был главным мытарем. 

Значит в характере Закхея было много отрицательного. Но что-то случилось, и Закхей показал, что не совсем он плохой человек. В душе он был добрый, но возможно работа заставляла его быть таким. 

Как бы он ни жил, мы знаем, что Евангелие сохранило его имя – Закхей. А Закхей в переводе с еврейского означает оправданный. 

По его поведению мы видим, что он и любопытный. Он хочет обязательно увидеть Господа. Но он знает, что в толпе, во-первых из-за своего роста ничего не увидит, а во-вторых  опасно, могут специально втоптать в  землю. Он начал думать, как приподняться над всеми. Догадался, взобрался на смоковницу. 

Кстати, я никогда не рисковал подниматься на смоковницу, потому что это очень слабое дерево,  его ветки легко ломаются. Есть риск упасть. Здесь есть еще одно подтверждение, что Закхей был маленький и вес его был невелик. 

Само по себе дерево смоковница несколько раз встречается нам в Библии и имеет особое значение: «Когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошёл, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашёл, кроме листьев, ибо ещё не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его… Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня» (Марка 11; 13-20), в другой раз мы встречаем это дерево, когда читаем, как Филипп привёл к Иисусу Нафанаила.    «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» (Ин 1:48). 

Вот и в нашем случае маленький Закхей поднялся на смоковницу, чтобы увеличить рост, повысить знание, увидеть Того, Который изменил множество жизней.

Господь в то время уже проповедовал в районе Иерихона.

Иерихон, конечно, не Иерусалим, который сверкает на горе. Иерихон – это город греха. Ниже всех городов в мире. В него стекается вся грязь. Да в нем есть растительность, но находится долго там невозможно. Нет воздуха, влажно, неприятно. Там никто не хочет жить. В основном там живут рабы и их потомки. Закхей жил там. 

А перед этим мы читали Евангелие о слепых: «Когда выходил Иисус из Иерихона, за Ним следовало множество народа. И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!» Тогда Господь подозвал их: "Чего вы хотите от Меня? Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши." (Мф., 20, 29-34). Хотели видеть. Теперь Закхей, который тоже хочет видеть. Внутри него, несмотря на то, что он вор, богатый и наглый, есть желание увидеть Того, Который совершает чудеса и меняет судьбы людей. Значит, чего-то не хватает ему. Если бы у него все было хорошо, он и не интересовался бы Иисусом. Его бы интересовали только деньги, как жить, что надо купить, как правильно ими распорядиться. Закхей хочет Его видеть, а  Господь  видит сердце каждого человека ,знает все и знает, что есть человек, который хочет видеть Его. Господь подошел к дереву: «Сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк.; 19, 5) Евангелие зафиксировало и передает нам, что : «И он поспешно сошел и принял Его с радостью» (Лк.; 19, 6) Пригласил Христа к себе, организовал праздник.  Но там были и фарисеи. Видели все происходящее и осуждали Иисуса. Потому что он мало общается с ними- праведниками, людьми образованными, живущими по букве закона, но ходит по грешникам, не отталкивает блудниц. У них уже сложилось мнение, «Не наш человек». Если бы он был святой, он бы так не делал. А на самом деле, святой человек хочет, чтобы другие становились святыми. Как огонь стремиться зажечь все вокруг себя. Так и святость старается увеличить святость. Святой человек хочет, чтобы святость была вокруг него. Не смотрит грешный это человек или обычный. Огню все равно, что около него, солома, дерево или даже золото. Стоит только огню прикоснуться, и золото превращается в огонь.

Вот и Закхей принял в своем доме Иисуса Христа. Не зря Господь назвал его: «Он сын Авраама» » (Лк.; 19, 9). Он, действительно, сын Авраама. Может быть, он и грешный, заблудившийся, но он закон Моисея знает. Это мы видим с его слов: «Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк.; 19, 8). Он не просто так высказал все эти обещания. Конечно, сердце его оттаяло, но он знал, что это один из законов Моисея. Все правила написаны в 22 главе Исхода. Кто, что, у кого взял и сколько за это должен вернуть. Закхей со встречи с Иисусом, начал не только знать, но и соблюдать. 

Он сын Авраама. Авраам отец – верующих. Закхей не только знает Закон, он еще имеет веру. Закхей верил. Полюбил, сначала тайно, потому что любопытствовал. А любопытство – это начало духовной жизни. Когда есть движение сердца. А движение сердца Закхея было к Иисусу. И совершилась настоящая встреча, которая изменила того человека и, надеюсь, изменит наши жизни. 

Не зря мы сегодня вспоминали эти события из Евангелия. Нам надо постоянно перечитывать, что Господь говорил, когда был посреди нас.

И Закхей был оправдан. И его имя записано до скончания века, даже в вечной жизни. Память о Закхее сохранится во веки веков.

Завтра праздник  Сретения Господня. Будем вспоминать еще об одной встрече -  Младенца, сорока дней от роду со Своим народом. Встреча со старцами, праведным Симеоном и пророчицей Анной.

Завтра праздник православной молодежи. Мы их заранее поздравляем.

Хочу пожелать молодым людям, чтобы они не тратили зря драгоценное время своей жизни.

Чтобы они встретили Господа. Узнали Его. Пусть молодежь поднимается на дерево жизни. Потому что под смоковницей люди размышляли о вечности, о  небе, о Боге . Пусть молодежь узнает, Кто может изменить нашу жизнь, Кто может возвратить нам радость.

 Закхей был ,наверное, не радостный человек. Да, богатый, хорошо жил, но радости не имел. Когда Господь встретил его и предложил спуститься и идти домой, Закхей с радостью исполнил все, что Господь ему повелел.

Пусть эта радость будет в нас. Радость , как мост к следующему завтрашнему празднику ,тропарь которого начинается словами: «Радуйся Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды - Христо́с, Бог наш …..». И мы будем радоваться, потому что мы встретили Господа в своей жизни, Он изменил нас. 

Пусть Господь откроет наше духовное зрение, чтобы мы увидели Его, почувствовали Его. Пусть Он будет для нас живым Богом, Который живет среди нас, внутри нас, а мы с Ним. Особенно, когда мы приняли Его тело и Его кровь. Тогда действительно внутри нас Иисус Христос, и мы будем хранить Его, как святой ковчег. Пусть Господь укрепит нашу веру, разбудит  желание  быть с Ним. Аминь.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»