Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. 12.02.2021

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

В день Собора Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары наместник архимандрит Василий (Паскье) в сослужении братии в священном сане, совершил Божественную Литургию.

По запричастном стихе проповедь прочитал насельник монастыря иеромонах Тивуртий (Шерушинин).

По окончании Литургии перед праздничной иконой было совершен молебен святителям.

После богослужения отец наместник обратился к собравшимся с пастырским словом.

Сегодня Церковь объединила в один праздник воспоминание трех великих святителей и вселенских учителей. Мы все помним, из-за чего это произошло.

Хотя жили три святителя в IV столетии, однако их общий праздник стали отмечать гораздо позднее – только с XI века. Памяти каждого из них по- отдельности праздновали и раньше, но в XI в царствование византийского императора Алексея Комнина, в столице Византийской империи - Константинополе вспыхнул спор о значимости трех святителей в среде «самых образованных и искуснейших в красноречии людей». Одни ставили выше Василия Великого, другие Григория Богослова, третьи - Иоанна Златоуста. Тогда эти иерархи явились Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени, заявили о своем равенстве пред Господом, повелели праздновать их память в один день и сочинить гимны для общего последования. После видения Мавропод составил службу на 30 января, так как все трое вспоминались именно в этом месяце: Василий Великий – 1 января, Григорий Богослов – 25 января, перенесения мощей Иоанна Златоуста – 27 января.

Не важно, кто более значимый, гораздо важнее, что все они сияли, как солнце, для Бога. Особенно защищая догматы о Святой Троице, о Святом Духе, о Божестве Их. Они были воистину святители, но и не менее учители, справедливо их назвали «Вселенскими».

Если в России день студентов – это праздник святой мученицы Татианы, то в Греции праздник трех святителей - день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах.

Учения святителей помогают нам приобрести знание о Истинном Боге. Это знание дает нам вечную жизнь. В Священном Писании, во время богослужения в молитвах, еще где-то нам попадаются слова: «Сия же есть Жизнь Вечная. Да знают Тебя единого, истинного Бога, …» (Ин. 17, 3).

А мы знаем это? На самом деле, мы ничего не изучаем и мало знаем. Вера наша настолько проста, что даже сравнивается с суеверием. Много людей не знают, что происходит вовремя богослужения, многие не знают даже великих праздников, хотя ходят в храм. Наши знания очень слабые.

А святители - наши учители основ православной веры.  В непростое время пришлось проповедовать трем святителям религию, принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями IV века, толковать Священное Писания. Для нас все это очень кажется сложно. Но и им было непросто объяснить Единство Святой Троицы. Человек вступил в область великой тайны Божества. Но они с любовью, верою и трудами, потому что нельзя забывать о их самоотвержение, аскезе и высокой нравственности, трудились в монастырях в посте, бдениях и молитвах. Через подвиги они обрели знания о Истинном Боге. А потом передали свои знания нам через сочинения. Святитель Иоанн Златоуст говорил и говорил. Говорил больше, чем писал. Но около него всегда были люди, которые сразу записывали, так называемые скорописцы. Поэтому мы имеем практически все слова, которые произнес Иоанн Златоуст и во время диаконства, и во время его иерейства и потом архиерейства. Так же осталось от них много писем. Большая переписка между Василием и Григорием. Дошли до нас непосредственно их творения, где они писали в защиту православия. Все эти труды мы имеем в переводе.

Но по своей жизни святители были практики. Они занимались общественной деятельностью. Мы знаем, что Василий Великий организовал социальное служение, модное сегодня слово, а для него это было естественно. Если человек живет по Евангелию, значит, он будет помогать ближнему, памятуя слова Господа, «алкал Я, и вы дали Мне есть - или не дали; жаждал, и вы напоили Меня - или не напоили; был странником, и вы приняли Меня - или не приняли; был наг, и вы одели Меня - или не одели, был болен, и вы посетили Меня - или не посетили; в темнице был, и вы пришли ко Мне - или не пришли». (Матф. 25). Действительно, Христос наш Господь и Учитель, и по Его словам ни одной йоты не пропадет из закона, пока он не исполнится. А Он Сам и есть исполнение Закона и Пророков. Его слова заключительные. Нам надо их слушать. «Исполнение закона и пророков Сам Сый, Христе Боже наш, исполнивый все Отеческое смотрение, исполни радости и веселия сердца наша всегда, ныне и присно, и во веки веков». Если мы будем жить Евангельскими заповедями, то для нас будет естественным помогать ближнему, кормить, поить, одевать, принимать. Не обязанность социального служения, а потребность.

Святители жили не для себя. Они открывали больницы, хосписы, помогали бедным. И нам так же надо жить по их примеру.

Наша жертвенность откроет нам знание, потому что если так жить, значит руководствоваться любовью. А кто любит, тот значит, имеет Бога в себе. Бог есть любовь. Любовь есть Бог. Когда мы действуем от любви, искра Божия светит внутри нас, и мы светильники. А как сегодня мы слышали в Евангелие: «И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем» (Матф. 5;15-16).

Три светильника сияют посреди нас и посреди нашей Церкви, помогают нам идти дальше и нести этот свет тому, кто живет еще во тьме.

Будьте сами светильники. А для этого надо учиться. Слава Богу, у нас есть учители Вселенские.

Не думайте, что надо обязательно прочитать все сложные их творения. Они действительно сложные. И Василия Великого и Григория Богослова очень сложно понять. У Иоанна Златоуста есть кое-что попроще, у него есть слова, которые он адресовал народу, поэтому доступно. Но в основном очень сложно, особенно, где они разбирают Писание и Богословие.

Но будем помнить, что они греки. В Греции были специальные школы по риторике и философии. У них было уже такое мышление, поэтому им было не трудно.

Мне рассказывал один игумен, как он однажды был в греческой церкви на богослужении, не понимает слов проповеди местного священника, а все вокруг восторгаются «Красиво, красиво!», игумен спросил у народа, о чем священник говорил. Тогда ему ответили – неважно, что он говорил, важно, что красиво. В Греции красота слова важна так же, как и его содержание.

Слова вселенских святителей дошли до нас. Празднуя их память, мы открываем себе дорогу к знанию.

И пусть их подвиг и молитва помогут нам знать Господа, как Истинного Бога для того, чтобы иметь жизнь вечную. Аминь.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»