Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 35-я по Пятидесятнице. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. 07.02.2021

Неделя 35-я по Пятидесятнице. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

7 февраля 2021 года в Неделю 35-ю по Пятидесятнице, в день празднования  Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары Божественную литургию и праздничный молебен возглавил наместник архимандрит Василий (Паскье). Ему сослужили братия обители в священном сане.

За богослужением были вознесены особые молитвы о упокоении душ всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.

Перед причастием проповедь на тему праздника о подвиге новомучеников прочитал иеромонах Зотик (Григорьев).

По отпусте Литургии было совершено молебное пение новомученикам и исповедникам Церкви Русской.

Песнопения исполнили хоры монастырский, под управлением иеродиакона Пантелеимона (Швецова), и старшей группы Воскресной школы, под руководством Надежды Мальцевой.

По окончании богослужения отец наместник поздравил молящихся с праздником и обратился к собравшимся с пастырским словом.

При создании праздника Собору новомучеников назвали их Российские, но потом, рассуждая о том, что многие из причисленных к лику святых жили и пострадали не именно в России, а в союзных и автономных республиках Советского Союза, а так же в дальнем зарубежье. Во многих странах есть Церкви принадлежащие Московскому Патриархату Русской Православной Церкви. Поэтому решили их именовать Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Так правильно. В наших некоторых богослужебных книгах еще есть старые названия, но надо помнить и стараться не ошибаться.

Слава Богу, что Собор новомучеников и исповедников мы всегда празднуем в воскресение. Люди приходят славить Воскресение Христово, и заодно вспоминают подвиг и страдания наших новомучеников. Нет уверенности, что народ пришел бы на службу, если праздник совершался в любой другой день недели. У нас с вами большая проблема в почитании новомучеников.

На прошлой неделе мы вспоминали нашего чувашского священномученика, а на службе были только братия обители и от силы десять прихожан.  Скоро, в феврале, будет память еще одного новомученика земли Чувашской, посмотрим, кто придет почтить его память.  

В Чувашии много новомучеников, но никто не почитает их память.

Сто лет не прошло с тех страшных событий. Это еще свежая рана, свежая болезнь. Скорее всего и Церковь, и нация пока не до конца исцелились. Нет осознания, а значит нет покаяния.

Когда приходит осознание, просыпается совесть и обличает в содеянных грехах, тогда возникает покаяние, меняется образ жизни, начинается возвращение к Богу.

Есть личное покаяние, а есть общее. Как разделить ответственность, мы не можем быть на сто процентов уверены, что не причастны к этим деяниям. Очень трудно судить. Да, большинство из нас в то время еще не родились, но жили деды, отцы. Среди родственников возможно были предатели, гонители, доносчики. Было такое, дети своих родителей сдавали или наоборот, родители сдавали своих детей.

Помните житие святого Луки Крымского? Один из его сыновей отрекся от своего отца. 

Грядет то время, о котором нам сегодня повествовало Евангелие: «Восстанет народ на народ, и царство на царство … Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая,  … Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Лк., 21, 8-19). Мы сегодня это ощущаем.

Вот, к примеру, недавно вышло много молодежи на несанкционированный митинг, а родители не готовы поддержать своих детей в такой ситуации. Значит, конфликт между отцами и детьми. Проблема существует. Все потому что мы еще не осознали масштабность катастрофы.

Если покопаться в корнях своей семьи, можно найти кого-то, кто пострадал от новой власти.

В селе Никулино, где я начинал свое служение на Чувашской земле, в храме трудилась старенькая бабушка Анна, которая пережила ссылку в Сибирь за веру в Бога. Так она говорит, что полстраны сидело по тюрьмам и лагерях. До конца была в храме, помогала по мере возможности, молилась. Дом ее был как храм, весь в иконах. Фотографии священников, отошедших уже.

В лютое время у народа было помрачение ума.  В том же селе, мне рассказывали, как новая советская власть хотела стереть храм с лица земли бульдозером, под предлогом ветхости здания. Составили рапорт, якобы представляет опасность для людей. Под благовидным предлогом – аварийное состояние. Мужики на тракторе сидят, (скорее всего им налили по стакану), уже готовы начать работу, но все женщины села встали на защиту своего храма, напали на своих мужиков и не подпустили никого. Женщины в этой ситуации были сильнее, побоялись их мужики, отступили, разошлись по домам. А храм и ныне стоит, и службы совершаются. Наш митрополит Варнава рассказывал, сколько храмов он спас от сноса. В селе Сыреси, огромный красивы храм, так же, нашлись «добродетели», написали письмо в Москву, с просьбой снести, потому что в аварийном состоянии. Но кто-то в администрации района был человек сочувствующий верующим людям, и подсказал владыке, о письме в Москву. Владыка наш быстро сам поехал, сфотографировал храм и снаружи и изнутри.  Храм был в прекрасном состоянии, послал фотографии вместе с рапортом в Москву. И владыка победил, храм оставили в покое. Но это борьба против Церкви, а были конкретные люди, которых арестовали, сослали и многие из них не вернулись.

Сотни священников и церковнослужителей пострадали в нашем Чувашском Бутово – село Первомайское. Надеюсь, что в этом году мы все сможем опять поехать туда, в третье воскресение после Троицы, для празднования памяти всех там лежащих на кладбище бывшей трудовой колонии НКВД. В прошлом году мы из-за болезни не смогли побывать там на их праздник. И пусть нас будет больше, чтобы утвердить уважение и дань памяти их мучений.

Сейчас на том месте ведутся работы по сооружению мемориала жертвам политических репрессий. Храм в честь Царственных страстотерпцев уже стоит, освящен, совершаются службы. А для соборного богослужения установлена на поляне большая красивая сень. Если Бог даст, архиереи Чувашской митрополии во главе с митрополитом Савватием, священство и народ боголюбивый будем там этим летом. Будем совершать Божественную литургию и  молиться о осознании того, что произошло когда-то. 

Будем стараться больше узнать, изучить, чтобы не повторить, по инерции, не задумываясь. Потому что тогда все пошло по инерции. Люди не до конца понимали, что происходит. Началось движение, все и пошли, кто-то начал кричать против церкви, другие подхватили. Только вчера молились в церквах, а сегодня вытащили оттуда все иконы.

Начались аресты. Многих священников арестовали тайно, неожиданно, потому что боялись. Писатель Солженицын рассказывал о своем аресте. В Москве на улице, подъехала машина, его быстро схватили и в машину, он даже опомниться не успел. А если бы он успел крикнуть, помогите, народ бы собрался, стал возмущаться. Тогда при стечении народа задержать его было бы гораздо труднее.  

Действовала сила беззакония. Когда расстреливали священников? Ночью.  По ночам расстреливали людей в подвалах, так называемых расстрельных домов, а ночью убитых вывозили из городов. В Санкт-Петербурге, говорят, что даже каналы были цвета крови.  Конечно, все это беззаконие совершали ночью, а если бы народ днем видел, конечно, начал возмущаться. Сотнями вывозили трупы. Кто расстреливал и кто таскал мертвые тела, с ума сходили. Потом перестали убивать в Москве, вывозили живых. Так меньше затрат было и безопаснее. Привезут в Бутово живых, поставят перед выкопанной ямой, расстреляют, люди сами попадают в яму, их бульдозером закопают.

Это не прошло. К сожалению, есть еще страны, где убивают христиан. И все потому что люди не сознают, нет осмысления.

Сегодня мы молитвенно просили новомучеников, которые уже в Царствие Небесном, чтобы они не забыли Земного Отечества, где мы находимся. Ну а нам нельзя забывать о Небесном Отечестве. Мы просим, чтобы они нас не забыли на земле, а мы будем тянуться туда и помнить, что есть другая жизнь. Для того чтобы попасть туда, надо верить и терпеть до конца.

В молитве к новомученикам мы читали «… В го́рьких рабо́тах и вся́ких ско́рбных обстоя́ниих о́браз терпе́ния и непосты́днаго упова́ния му́жественне яви́ли есте́…» А мы не хотим потерпеть малого, когда служба длинная, не терпим, когда немного заболели, не терпим любые неприятности, не терпим притеснение и осуждение.  Нам еще многому надо учиться. А они не успели учиться, неожиданно их арестовали. Может быть они не подготовлены, но они верили. Их вера помогла им выстоять до конца.

«Будете ненавидимы всеми за имя Мое» - это время уже пришло. Христианин - не совсем уважаемое звание. Издеваются над христианами.

Сегодня вообще модно быть никем. Модно быть свободными. Бог умер, мы сами хотим заменить Его. Пришло время прав человека. И по этим правам совершаем беззакония.  По этим же правам, унижают людей с иными взглядами.

Современная демократия – если ты думаешь не как все, тебя будут унижать, издеваться, снимут с работы. Под какие-то лозунги убивают. Так же и коммунисты того времени. Якобы пришло время хорошее, революция. «Мы наш, мы новый мир построим…». Но для этого надо уничтожить тот, старый мир, который не согласен.

Христианин, он не от мира сего, у него ноги только на земле, а душа уже там наверху.

Каждый раз на литургии мы говорим: «ГорЕ имеем сердца», значит наши мысли и сердце вверх устремлены. Откладываем всякое житейское попечение, благодарим Господа.  И пусть у нас такое настроение будет не только во время Литургии, но и всегда. Сердце горЕ. Чтобы наше сердце было действительно на высоте. Да, мы пока здесь, чувствуем тяжесть, иногда тяжело и ходить и стоять, временное наше положение. Но сердце наше, ум наш, все наши движения должны быть направлены к Богу, в Царство Небесное.

Надо нам обязательно чтить память новомучеников и исповедников. Кровь их – это доброе семя, которое упало в землю, и даст плоды «Одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Матф.13;8). Но это возможно, только если мы осознаем все, что произошло.

Может случиться, что семена прорастут, но не найдут доброй почвы и засохнут.

Но если мы сознательно называем себя христианами, то их кровь, не пролилась зря.

А мы будем свидетелями.

С греческого языка свидетель переводится – мученик.

Новомученики и исповедники всегда были свидетели, не стеснялись называть себя христианами. Первые мученики, которые страдали в Колизее. Гладиаторские бои в то время прекратились. Приходили толпы народа смотреть на мучение христиан. Убивали их, зверей на них выпускали. Народ смотрел. Устраивали публичные казни, чтобы напугать народ. Чтобы о христианстве и думать боялись. Но на деле, люди, которые видели весь ужас, спускались на арену и говорили, что они тоже христиане. Многие даже не крещеные. Крестились именно там, в Колизее, своей кровью.

И мы будем такие же верные, с достоинством понесем свой крест, конечно, с последствиями своего звания.

Будем ли мы свидетелями Царствия Небесного?

Вот такое для нас задание, а исполнение его поможет нам память новомучеников Церкви Русской.

Я мечтаю, когда все наши прихожане будут следить по календарю, когда праздник того или иного новомученика Чувашского. Их не мало. Больше десятка. В Толгском храме в притворе они все изображены на стене. Будьте любознательны, ищите о них информацию в разных источниках. Все жития написаны. Учитесь у них настоящей жизни. Укрепляйте свою веру их свидетельствами.

В завершение отец Василий пригласил всех на праздничное архиерейское богослужение в честь Иверской иконы Божией Матери вместе молиться Матери Божией, чтобы Она покрыла нас, укрепила нашу веру, чтобы нам тоже стать такими свидетелями, как новомученики и исповедники Церкви Русской.

Мир нуждается в нашем свидетельстве. Не забудем об этом. Аминь.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»