Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Обрезание Господне. Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской 14.01.2021

Обрезание Господне. Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской

14 января 2021 года в день великого праздника «Обрезание Господне» и день памяти Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (379) в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары наместник архимандрит Василий (Паскье) с братией в священном сане совершил Божественную литургию и праздничный молебен.

На именины к наместнику собрались все отцы и братия обители. В том числе настоятель подворья в селе Большой Сундырь, Моргаушского района игумен Мануил (Шитов) и второй священник храма Во имя Святой Живоначальной Троицы села Б. Сундырь иерей Рустик Трофимов.

После запричастного стиха проповедь прочитал иеромонах Тивуртий (Шерушинин).

 По окончании литургии был совершен праздничный молебен.

По завершении богослужения отец наместник поздравил всех с великими праздниками и обратился ко всем молящимся с пастырским словом:

Свое слово хочу начать с послания апостола Павла к Колосянам: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол.2:8-12).

Слова, которые мы слышали относятся в первую очередь к евреям, но апостол Павел написал их еще и тем, кто не является избранным народом. Они могли получить обрезание во Христе. Мы тоже не из того народа, который практикует обрезание. Но и нам что-то надо обрезать в своей жизни. Для монахов обрезанием является послушание. Когда мы отказываемся от своей воли, чтобы жить по воле Божией, чтобы Христос жил в нашей жизни, чтобы мы в Нем, а Он в нас. Полностью подчиниться воле Божией, а свою волю отрезать.

Святитель Василий Великий один из великих монахов. Мы часто не помним, что он монах. Почитаем его святителем, вселенским учителем, но забываем, что первые шаги в его церковной жизни – это было монашество.

Святой Василий организовал монашество. Потому что в то время много было монахов бродячих по пустыне и живущих, как раз по своей воле. Приняли монашество не для того, чтобы взять свой крест и следовать за Христом, но нашли путь, жить по своей воле. Было время, когда монашество было отрицательным явлением. Народ не уважал их, монахов считали тунеядцами, паразитами, живущими за счет тех, которые в поте лица зарабатывали свой хлеб. Святитель Василий на земле, принадлежащей его семье, организовал монастырь. А сам в своем монашеском пути шел дальше. На территории современной Турции нашел пустынное место. Остановился у реки. Природные условия позволяли жить достаточно спокойно и сосредоточиться на молитвенном подвиге ради Христа. Он приглашал своего друга Григория к себе. Из их переписки мы знаем, что Григорий Богослов не сразу согласился последовать за Василием, его держали в городе какие-то дела. Он долго сомневался. Василий в своих письмах к другу настаивал, убеждал, что они там живут в Раю. Сравнивая красоту Каппадокий с Раем.

Он в то время много писал. Одно из его писем «О совершенстве в монашеской жизни». Очень хочу, чтобы вы его услышали.

«(Писано, по-видимому, в 366 г).

В богодухновенном Писании много правил, которые обязаны соблюдать возревновавшие о благоугождении Богу. Но я почел необходимым сделать краткое напоминание, по указанию самого богодухновенного Писания, пока о тех только обязанностях, о которых у вас теперь предложен вопрос. И поелику свидетельство о каждой обязанности найти в Писании нетрудно, то предоставляю сие тем, которые упражняются в чтении Писания и сами в состоянии напомнить даже другим следующее.

Христианин должен иметь образ мыслей, достойный небесного звания, и жить достойно Евангелия Христова. Христианину не должно рассеиваться и чем-либо отвлекаться от памятования о Боге, о воле и судах Его. Христианин, став во всем выше оправданий по закону, не должен ни клясться, ни лгать. Он не должен хулить, не должен обижать, не должен ссориться, не должен мстить сам за себя, не должен воздавать злом за зло, не должен гневаться. Он должен быть долготерпеливым, переносить все, что бы то ни было; а кто делает неправду, того обличать благовременно, не со страстным движением, чтобы отомстить за себя, но с желанием исправить брата, по заповеди Господней. Об отсутствующем брате не должен он ничего говорить с намерением очернить – это есть клевета, хотя бы сказанное было и справедливо. Надобно отвращаться от человека, который наговаривает на брата. Не должно говорить шуточного. Не должно смеяться и терпеть смехотворцев. Не должно празднословить и говорить что-нибудь такое, что не служит ни к пользе слушающих, ни к необходимому и дозволенному нам Богом употреблению; почему занимающиеся работой должны, сколько можно, стараться, чтобы работа производилась в безмолвии и чтобы самые даже добрые речи вели у них те, кому по испытании поручено устроять слово к созиданию веры, да не будет оскорбляем Дух Святый Божий. Никто из пришлых не должен самовольно подходить к кому-либо из братий или разговаривать с ним, пока приставленные смотреть за общим во всем благочинии не рассудят – угодно ли сие Богу к общей пользе.

Не должно порабощаться вину, желать вкушения мяс и вообще быть сластолюбивым в рассуждении яств или пития, потому что подвизающийся воздерживается во всем. Данного каждому в употребление не должно почитать собственностию или припрятывать, но с заботливостию надобно смотреть на все сие как на принадлежащее Владыке и не проходить без внимания даже мимо того, что по случаю брошено или оставлено в небрежении.

Никто не должен быть господином даже себе самому, но каждый, как отданный Богом в услужение единодушным братиям, сообразно с сим обязан и рассуждать обо всем и делать все, впрочем, пребывая в собственном своем чине. Не должно роптать ни при недостатке потребного, ни при утомлении от дел, потому что судят о каждом те, кому предоставлена на сие власть.

Не должно дозволять себе ни крика, ни другого какого вида или движения, которыми показываются раздражительность или уклонение от несомненной уверенности в Божием присутствии. Голос должно соразмерять с потребностию. Не должно отвечать кому-либо или делать что-нибудь дерзко или презрительно, но надобно показывать во всем скромность и ко всем почтительность. Не должно с умыслом мигать глазом или употреблять другой какой знак или движение члена, которые оскорбляют брата или выказывают презрение.

Не должно стараться о нарядности в одежде или обуви – это суетность. К удовлетворению телесных потребностей должно пользоваться недорогим. Ничего не должно издерживать сверх потребности и для пышности – это злоупотребление.

Не должно искать чести и домогаться первенства. Каждый должен предпочитать себе всех. Не должно быть непокорным.

Не должно в праздности есть хлеб тому, кто способен работать, а занявшись исполнением чего-либо во славу Христову, должен принуждать себя к ревности в деле по мере сил. Каждый должен, с одобрения настоятелей, с разумом и убеждением так делать все, не исключая вкушения пищи и пития, как бы делалось сие во славу Божию. Не должно от одного дела переходить к другому без одобрения тех, кто приставлен распоряжаться сим, разве неминуемая нужда позовет кого вдруг на помощь обессилевшему. Каждый обязан пребывать в том, к чему приставлен, а не должен, преступая меру собственной обязанности, приниматься за непорученное ему, разве имеющие власть распоряжаться сим признают кого нуждающимся в его помощи. В одной рабочей не надобно быть никому из другой рабочей. Не должно ничего делать из соперничества или по ссоре с кем-нибудь.

Не должно завидовать доброй славе другого и радоваться чьему-либо недостатку. В любви Христовой надобно скорбеть и сокрушаться о недостатках брата, радоваться же его преспеянию. Не должно равнодушно смотреть на согрешающих или умалчивать о них. Обличающий должен обличать со всяким сердоболием, в страхе Божием и в намерении обратить грешника. Обличаемый или получающий выговор должен принимать сие охотно, признавая, что в исправлении состоит собственная его польза. Когда обвиняют кого, никто другой при обвиняемом или и при других не должен делать возражений обвиняющему. А если кому обвинение кажется неосновательным, то должен повести слово с обвинителем наедине и убедить его или сам убедиться. Каждый, сколько есть у него сил, должен врачевать того, кто имеет что-нибудь против него. На согрешившего и покаявшегося не должно помнить зла, а надобно простить ему от сердца.

Кто говорит, что покаялся во грехе, тот должен не только сокрушаться о том, в чем согрешил, но и принести достойные плоды покаяния. Кто вразумлен был касательно прежних своих грехов и сподобился получить отпущение оных, тот, если грешит опять, уготовляет себе суд гнева, строжайший прежнего. Кто по первом и втором увещании остается в своем прегрешении, о том надобно объявить настоятелю, и тогда, получив выговор при многих, приидет, может быть, в стыд. А если и в таком случае не исправится, надобно уже отсечь его как соблазн и смотреть на него как на язычника и мытаря, для приведения в безопасность ревностно трудящихся в прохождении послушания, по сказанному, что при падении нечестивых приходят в страх праведные. Но должно и плакать о нем как о члене, отсеченном от тела.

Не должно допускать, чтобы солнце заходило в гневе брата, иначе ночь может разлучить обоих и оставить нам неизбежное осуждение в день Суда. Не должно отлагать времени своего исправления, потому что утренний день не верен для нас: многие, замыслив многое, не дожили до утрешнего дня.

Не должно даваться в обман пресыщенному чреву, от которого бывают ночные мечтания. Не должно развлекаться непомерной работой и преступать пределы умеренности, по сказанному Апостолом: «Имеюще же пищу и одеяние, сими довольни будем» (1Тим. 6, 8), потому что обилие сверх потребности выказывает любостяжательность, а любостяжательность осуждается как идолопоклонство(см.: Кол. 3, 5). Не должно быть сребролюбивым и на ненужное собирать сокровища, каких не надобно. Приходящий к Богу должен возлюбить нищету во всем и быть пригвожден страха Божия7, подобно сказанному: «пригвозди страху Твоему плоти моя: от судеб бо Твоих убояхся» (Пс. 118, 120).

Да дарует же вам Господь, со всем убеждением приняв сказанное, во славу Божию явить плоды, достойные Духа, по благоволению Бога и содействием Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.»

Поистине мудрое поучение, полезное не только монахам, но всем.

Итак, сегодня день Обрезания Господня. Восьмой день от Его Рождества. Господь отдал часть Своего тела и показал покорность закону Моисея. Тот закон, который Он Сам дал когда-то Моисею, теперь исполнял. В тот же день Он получил имя – Иисус.

Обращаюсь особенно к монахам, которые должны обрезать себя послушанием, слушать Бога, значит, отдать от себя. Не быть начальником никому и даже себе, как мы прочитали у святителя Василия, но быть под Христом, Который для нас Господин и Владыка, Господь и Бог.

Кода мы отдаем свою волю, получаем имя, имя Иисус. В день пострига при вручении нам четок произнесли слова: «Приими, брате, мечь духовный, иже есть глагол Божий, ко всегдашней молитве Иисусове, всегда бо имя Господа Иисуса во уме, в сердцы и во устех своих имети должен еси, глаголя присно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Именно тогда мы начинаем обрезать свое сердце через послушание.

Пусть имя Господа Иисуса Христа войдет в наше сердце, в замен на наше добровольное согласие отдать часть себя.

Дай Бог нам обрести имя, которое « выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Фил.2:9,10).

Дай Бог, чтобы Иисус Христос был внутри нас. Чтобы Он жил в нас, а мы в Нем, и чтобы мы гордились званию христианин.

Желаю всем нам, чтобы имя Иисуса Христа было написано в наших сердцах.

Так же, пользуясь удобным случаем, отец Василий передал заслуженную награду - Диплом и подарок за участие в конкурсе «Рождественский вертеп» флористу монастыря Кольцовой Елене Николаевне, благодаря которой монастырские храмы обретают праздничное убранство. 

Затем с поздравлением и добрыми пожеланиями от имени братии монастыря обратился к наместнику игумен Мануил (Шитов) – настоятель подворья в селе Большой Сундырь.

В знак признательности и благодарности, преподнес ему заздравную просфору и корзину цветов.

Традиционно в этот день певческая капелла Классика была в монастыре с Рождественскими песнопениями и колядками. Поздравили архимандрита Василия с именинами и пропели «Многая лета!».

По завершении выступления братия собрались в трапезной с чином о Панагии. 



Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»