Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. 10.01.2021

Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом.

10 января 2021 года в Неделю по Рождестве Христовом, в день памяти Праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня, в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары наместник архимандрит Василий (Паскье) в сослужении братии в священном сане совершил Божественную литургию.

По окончании богослужения, отец наместник обратился к находящимся в храме богомольцам с пастырским словом:

Прошлые два воскресения были посвящены праотцам и отцам, а сегодня не напрасно церковь вспоминает именно этих святых мужей, которых мы называем сродниками нашего Господа.

Святой царь и пророк Давид был восьмым, последним сыном старейшины города Вифлеема.

Давид став царем Израильского государства, мудро управлял страной. Он заботился об угождении Богу и пользе народной. Израиль становился могущественным государством. В царствование Давида была построена новая столица Израиля – Иерусалим (т.е. город мира), которая быстро расцвела пышно и богато, и впоследствии Иерусалим сделался знаменитым городом во всем свете.

Апостол Иаков вспоминается в святые дни празднования Рождества Христова вместе со своим отцом Иосифом и святым царем и пророком Давидом, потому что, по преданию, сопровождал святое Семейство при бегстве в Египет и пребывал там вместе с Богомладенцем Иисусом, Богоматерью и Иосифом, служа им, и с ними же вернулся в Иудею. После Вознесения Господня Иаков был первым Иерусалимским епископом, пользовался великим уважением не только у христиан, но и среди иудеев. Принял мученическую смерть за Христа: его сбросили с крыши Иерусалимского храма за то, что он публично проповедовал народу о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа.

Восьмидесятилетним старцем святой Иосиф был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия и обеспечивать ее жизнь. Праведный Иосиф обручник взял к себе Деву Марию, под свою ответственность.

В день праздника мы читали о том, как произошло рождение Господа Иисуса Христа, и что происходило тогда с праведным Иосифом: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Её, будучи праведен и не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их…. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Её, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарёк Ему имя: Иисус» (Матф. 18-25).

Здесь надо поклониться вере великого праведника. Если бы Иосиф не поверил ангелу, тогда история закончилась бы по-другому, неизвестно вообще что бы было дальше. Поэтому, действительно, надо поклониться праведному Иосифу, он не сомневаясь, взял себе в жены Матерь Божию.

Можно представить, как ему, простому мужику, было не просто. А бес может сажать разные мысли в голову. Потому что, как можно поверить в то, что плод во чреве не от человека, а от Духа Святого. Такого никогда не было в истории человечества. В Библии об этом не написано.

На иконах мы часто видим изображение Иосифа задумчивым, а рядом старика – это бес искушает его разными помыслами. Но он верный, праведник, вытерпел все эти неприятные моменты. Жена намного моложе Иосифа, что уже необычно.

Они спустились из Назарета до Вифлеема для того чтобы участвовать в переписи населения. Путь им выдался непростой, без скорой помощи или санавиации, а все пешком, да просто осел нес Матерь Божию.

Мы с вами знаем, что им пришлось потерпеть, как их не пустили ни в один дом, и Марии пришлось родить в пещере.

Вокруг Вифлеема, и вообще в пустыне, таких пещер много. Если кто-то был в тех пустынях, видел, как бедуины используют такие пещеры для ночлега стад овец. Раньше они из камней и веток сооружали перед входом в пещеру ограждение, сейчас, конечно, они используют современные материалы, сетку рабицу. В таких пещерах с животными ночевали и сами пастухи.

Такую картину мы и представляем в Рождественскую ночь. Божия Матерь и праведный Иосиф нашли пещеру, устроили место для новорожденного Иисуса.

Сейчас на этом месте прекрасная Базилика, построенная императором Юстинианом в VI веке, а до того на этом месте была заложена не менее красивая Базилика святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 320-х годов. От первого храма там сохранился только пол. Но Базилика построенная святым Юстинианом до сих пор поражает паломников своей красотой. Прекрасные мозаики. А место рождения Иисуса Христа и не похоже на пещеру. Спустившись туда, мы видим под престолом место рождения Иисуса, отмеченное звездой.

В округе много было пастухов, которые не спали, сторожили своих овец. Они первые услышали и увидели Ангелов, пошли посмотреть, что там произошло. Потом были и волхвы, которые принесли Ему знаки почтения. Первые месяцы Божия Матерь и Иосиф были еще около Иерусалима, потому что, как полагалось по закону, на сороковой день они принесли Младенца в храм Господень.

Примерно в этот период началось убиение младенцев до двух лет. Но, поскольку Мария и Иосиф ушли из Вифлеема, следы их потерялись.

Но мы знаем тоже, что ангел явился праведному Иосифу и велел бежать с Младенцем и Его матерью в Египет, было не безопасно оставаться здесь.

В то же время и Елисавета с Иоанном Предтечей тоже спряталась в пустыне. У них всего шесть месяцев разница, он тоже попадал под этот страшный Иродов приказ. Иоанн Предтеча со своей матерью обитал недалеко от Иерусалима, в ущелье, которое спускается в сторону современного города Тель-Авив, сейчас на этом месте монастырь, я там прожил 10 лет. Когда Иоанн вырос, ушел в суровую пустыню, похожую на поверхность луны. В ней он жил до явления в народе со своей проповедью о покаянии. А Иисуса после Сретения, после встречи со святыми и праведными Симеоном Богоприимцем и Анной Пророчицей, Матерь Его и Иосиф удалили в Египет.

Где они прожили до кончины Ирода - тирана и губителя. Ангел их сопровождал всю дорогу. Путь в Египет был гораздо длиннее, чем из Назарета в Вифлеем. Можно представить, как непросто им далось это путешествие. Приходит на ум путь Авраама, когда Господь его позвал, он пошел на юг, сегодня мы бы сказали в Израиль, ближе к границе с Египтом, там даже нашел себе место для гроба. И Иисус, как Авраам, странствовал. Был в Египте, потом Господь позвал Его на Родину, как и написано, в Израиль. Что напоминает нам возвращение Моисея из Египта. Египет много раз служил убежищем для народа Израильского. Там они находили спасение в трудные времена, в голодные годы на земле. Но потом они попали в рабство, их руками Египет построил всю ту красоту и пирамиды, которые до сих пор притягивают туристов. Явился Моисей. Моисей, как образ Христа Спасителя.

Господь еще маленький, еще никому неизвестный, кроме небольшого количество людей, тех, кто видел его в пещере да тех, кто встретил Его во дворе храма, когда родители Его принесли в сороковой день. Остальные Его не знали. Праведный Иосиф принял решение не идти в Иерусалим, а подняться в Галилею, в Назарет, там и стали жить, подальше от греха, потому что царем в то время был сын того Ирода. Там Иисус рос и «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк. 2, 52).

Мы помним историю, когда Ему исполнилось 12 лет, родители взяли Его на праздник Пасхи в Иерусалим, а по окончании праздника, возвращаясь домой, потеряли Его. Отрок Иисус остался в Иерусалиме; а Иосиф и Матерь Его не заметили того, но думали, что Он идет с другими. «Прошедши же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не нашедши Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Чрез три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидевши Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2;42-49). Он впервые заговорил о Своей миссии на земле. Значит, установилась дистанция между Ним и семьей. До 30 летнего возраста, мы не знаем подробностей Его жизни, и, если верить предположению о том, что у Иосифа было шестеро детей от первого брака, то весьма вероятно, что все они жили в одном доме и что Иисус воспитывался среди Своих сводных братьев и сестер, которые были значительно старше Его.

В 30 лет Он начал свою проповедь с крещения на Иордане. Три года Он путешествовал по Галилее, по Иудее, и в Иерусалиме закончил Свой путь на земле.

Такой обзор событий мы вспоминали в эти Рождественские дни. Много событий. Но самое важное, что каждый из нас понимает, Кому мы пришли поклониться сегодня. Пришли ли мы с горячей верой или только из любопытства, или на всякий случай.

Надеюсь, что вера выросла в нашей душе, и что мы с верою приступили ко причастию, приняли Иисуса в свою жизнь, уподобляясь рассказу апостола Павла: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.

Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.» (Гал. 1; 11-17). Никто раньше Павлу не рассказывал о Иисусе, Сам Господь его поймал на пути в Дамаск. Явился ему и рассказал суть спасения. Потому что Павел говорит, что он не общался и не виделся с апостолами. Он на много лет удалился в пустыню. Именно там Духом Святым Господь научил его правильной вере. Все послания апостола Павла отражают именно учение Господа. Посланий у апостола Павла гораздо больше, чем у всех других апостолов, и путешествовал он больше, чем другие апостолы.

Апостол Павел - для нас основа нашей веры после Евангелия.

С нами Господь может совершить тоже самое. Может просветить наш разум, посеять веру в наше сердце еще больше. Чем больше мы будем ходить в храм, общаться с Ним, тем больше будем знать Его. Потому что суть нашего спасения – это и знание тоже. Знание Его, истинного Бога. И каждый раз, когда мы приступаем ко причастию, мы прибавляем знаний о Нем. Разумеется, если это для нас серьезный шаг, с верою и любовию. Если мы относимся ко причастию не как к магии, или к сильнодействующему лекарству для здоровья, нет, но если только с пониманием того, что Сам Господь пребывает в нас и нашей жизни и Сам Он нас учит святой истине и, как истинно поклоняться Богу-Отцу, которого никто не видел, но через Иисуса Христа мы имеем представление о Боге – Отце.

Так вот дорогие мои братия и сестры, в эти праздничные дни мы должны радоваться. Радоваться как Иоанн Креститель в утробе своей матери, еще не видя Христа, радовался и Елисавета почувствовала.

Для нас же, Он не только Младенец, Он Христос, Тот Который отдал Свою жизнь за наше спасение, за искупление наших грехов.

Мы должны радоваться больше чем Иоанн Креститель, потому что мы Его знаем. Иоанн видел Иисуса совсем мало. Встретил, когда матери их встречались, а потом крестил Его, а знал о Нем только от учеников: «Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Лк.7:19) Тогда Иисус ответил ему: «Пойдите, скажите Иоанну, что́ вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне!»(Лк.7:22,23)

Радуйтесь в эти святые дни, впереди у нас праздник Крещения Господня. Господь просветит нашу жизнь, через освящение воды. Господь дает нам великое таинство освящение воды. Принимать эту воду будем для очищения и исцеления души и тела. Аминь»


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»