Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). 06.01.2021

Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник).

6 января 2021 года в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары братия во главе с наместником архимандритом Василием (Паскье) совершили Навечерие Рождества Христова.

Пел монастырский хор под управлением иеродиакона Пантелеимона (Швецова).

Проповедь перед причастием прочитал иеромонах Зотик (Григорьев).

По окончании богослужения в центре храма соборно совершили славление праздника Рождества Христова, спев тропарь и кондак, после чего отец наместник обратился к молящимся с пастырским словом.

Хочу вам немного рассказать, что происходило сейчас в храме на богослужении Навечерия Рождества Христова.

Торжественное чтение часов. Их называют Царскими, потому что в Византии, Константинополе присутствовал царь. Всегда было великое торжество.

Будучи в Иерусалиме, иногда бывал в Вивфлиеме в праздник Рождества Христова на великом торжестве. Возглавлял службу тогда еще патриарх Диодор. Архиереи по очереди совершали часы. Каждение каждый раз было великим. Кадили сначала главный алтарь, потом спускались в пещеру Рождества, и потом весь храм. Это было, действительно великое торжество. Потом патриарх облачался и совершал вечерню с Литургией святителя Василия Великого, как и сейчас мы совершали.

Хочу вернуться к сегодняшней службе, чтобы заострить ваше внимание на совершаемом событии.

Стихира на Великой вечерни: «Приидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе: / средостение градежа разрушися, / пламенное oружие плещи дает, / и Херувим отступает от древа жизни, / и аз райския пищи причащаюся, / от негоже произгнан бых преслушания ради; / неизменный бо образ Oтечь, / образ присносущия Eго, / зрак раба приемлет, / от Неискусобрачныя Матере прошед, / не преложение претерпев, / eже бо бе пребысть, Бог Сый истинен, / и eже не бе прият, Человек быв человеколюбия ради. / Тому возопиим: / рождейся от Девы Боже, помилуй нас».

Предание нам рассказывает историю тех событий. Мы слышим «пламенное оружие отступает». Что это? Оказывается, это огненный меч в руках архангела Михаила, которым он заграждал путь в Рай и Адаму, после его изгнание, и всем падшим ангелам, которые ушли за дьяволом, ушли от видения Бога, стали бесами.

А дальше написано «Херувим отступает от древа жизни» - потому что до Рождества Христова Херувимы охраняли Древо жизни в Раю. Древо жизни – это райская пища, а мы причащаемся. Значит мы имеем доступ.

Вифлием переводится, как Дом Хлеба. Иисус Христос – Хлеб небесный, манна небесная, там родился.

Радость наша сегодня от того, что с Рождеством Христовым мы получили доступ до Рая, который принадлежал нашему праотцу Адаму.

В следующей стихире мы слышали: «Ца́рство Твое́, Христе́ Бо́же,/ Ца́рство всех веко́в,/ и Влады́чество Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де,/ воплоти́выйся от Ду́ха Свята́го/ и от Присноде́вы Мари́и вочелове́чивыйся,…». Этими словами, в Рождество Христово мы с верою исповедуем ту часть Символа веры, где говорится: «Верую … И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Света, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша.

Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася.» А сегодня именно это произошло, и мы празднуем Его вочеловечение. Он стал человеком, чтобы мы имели доступ до Его Царства, и чтобы мы стали Ему сыновьями.

Последняя стихира Великой вечерни: «А́вгусту eдинонача́льствующу на земли́, / многонача́лие челове́ков преста́;/ и Тебе́ вочелове́чшуся от Чи́стыя,/ многобо́жие и́долов упраздни́ся,/ под eди́нем ца́рством мирски́м гра́ди бы́ша,/ и во Eди́но Влады́чество Божества́ язы́цы ве́роваша./ Написа́шася лю́дие повеле́нием ке́саревым,/ написа́хомся, ве́рнии, И́менем Божества́,/ Тебе́, вочелове́чшагося Бо́га на́шего.// Ве́лия Твоя́ ми́лость, Го́споди, сла́ва Тебе́.» нам говорит, что Господь родился, именно в тот момент, ни в какой-то другой, а когда было одно царство на земле – царство Августа кесаря. Начальствующий один, но идолов было много – «многобо́жие». А с Рождеством Христовым они упразнились, одному мирскому царству подчинились страны,

и в единое владычество Божества племена уверовали. Это нам напоминает, что в Рождество Христово пришли волхвы из далека, им никто ничего не говорил. Ни пророк им сказал, но, изучая космос, звезды, они сами увидели, что на небе родилась новая звезда. Искали, что же это значит. Были уверены, что родился великий человек, искали его. Готовы были оставить свои заблуждение, идолослужение, для того чтобы поклониться Единому Богу.

Что дает нам новый Царь, рождение которого увидели на небе.

С Рождения Иисуса Христа человечество стало возвращаться в мир Божий, который Господь создал.

По ходу службы мы начали читать паремии. И первая паремия из книги Бытия (Быт 1:1–13). Как Господь создал этот мир. Небо и землю, солнце, луну и звезды, все, что на земле и в воде, а вначале отделил свет от тьмы, потом сотворил животных и, наконец, человека, как венец всего творения. Но человек не послушал Бога, и был изгнан из Рая. Господь обещал ему спасение, и время от времени старался протянуть руку к человеку. Даже когда тот развратился до нельзя, Господь научил Ноя строить ковчег и спасти, что еще можно спасти. Ной собрал свою семью, разных тварей, чтобы продлить жизнь после потопа.

В другом чтении мы читали такие строки: «…Тогда́ пожиру́ет волк со а́гнцем, и рысь почи́ет с ко́злищем, и теле́ц, и лев, и юне́ц вку́пе пожиру́ют, и отроча́ ма́ло поведе́т их….» (Ис 11:1–10) –Здесь Иса́иия говорит, что когда придет младенец, будет руководить. И волк вместе с агнцем, никто никого не поел, все жили как до потопа в ковчеге, дружно, в том числе и люди. Питались только травой, которую смог заготовить Ной, и сами люди питались тем же. Не готовил Ной для льва и волка мясо, а для птиц насекомых, все ели растительную пищу. Ною было разрешено есть мясо, только с вхождением в новый мир, но при условии, что он не должен есть кровь животных. Заповедь эта действительна и ныне. Если убили животного, а кровь осталась в теле, такое мясо христианам есть нельзя, продукты из крови есть нельзя. Если кто-то ел, надо покаяться и попросить священника, чтобы он прочитал специальную молитву над вами, в таком случае. А монах, который, совсем отказался от мяса, по сути своей, уже хочет жить в допотопное время. Хочет постепенно возвращаться в райские, мирные отношения. Самое главное, чтобы мир был между людьми, не только между животными, чтобы мы мирно жили.

Вот такая деталь, явление Иисуса Христа изменяет наш мир, если мы с верою пойдем за Ним.

Если этот младенец будет руководить нашей жизнью, то и волк будет мирно жить с агнцем, и лев с ланью, змей не будет вредить нашей жизни, потому что Та, Которая родила нам Богомладенца, растоптала его под ногами Своим послушанием и смирением.

В преддверии Великого праздника очень хотел вам разъяснить некоторые богослужебные тексты. Чтобы вы понимали, о чем мы поем.

И очень важное песнопение мы только что пели: «Де́ва дне́сь Пресу́щественнаго ражда́ет…» (Кондак). Это было не вчера, и будет не завтра, а именно сегодня – днесь. Потому что это событие не входит в хронологию времени, оно уже в вечности. Господь рождением Своим открыл новую эру, и утвердил, когда воскрес. А у нас, как апостол Павел говорил, последние времена. В новой эре мы живем, и дошли уже до 2021 года, да это так, но время это последнее. Теперь только завершение ждем времени. Мы ждем Его второе пришествие. Надеюсь, что жизнь наша здесь и сейчас готовит нас, как раз, к этой встрече, ко второму пришествию Иисуса Христа.

У нас впереди еще ночное большое торжество. После чего мы будем разговляться, а пока мы еще постимся, воздерживаемся от суеты, и находимся в ожидании праздника.

Праздник уже существует, потому что, как сказано: «Херувим отступает от древа жизни», а раз мы имеем доступ к этому древу, мы сегодня причащались. Благодарим Бога за причастие «райския пищи …».

 


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»