Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Региональные Рождественские образовательные чтения в стенах Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары. 10.12.2020

Региональные Рождественские образовательные чтения в стенах Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары.

10 декабря 2020 года в рамках региональных Рождественских чтений в Свято-Троицком мужском монастыре, на базе Центра подготовки церковных специалистов имени святителя Гурия Казанского Чувашской Митрополии состоялась работа тематической секции «Древние монашеские традиции в условиях современности».

С докладами на пленарном заседании выступили: Наместник монастыря архимандрит Василий (Паскье) и иеромонах Зотик (Григорьев).

Выступление архимандрита Василия было построено на основе переписки с афонским монахом.

В 1995 году отец Василий для совершенства своего монашеского делания, пытался узнать опыт отцов Церкви и возможность применения древних монашеских традиций в современных монастырях. Основной темой переписки с иеромонахом Макарием было организация агрипнии – келейного молитвенного делания.

Выдержками из этой переписки он и поделился с участниками секции, для пользы духовного воспитания насельников монастырей.

 Отец наместник, в частности, процитировал письмо иеромонаха Макария: «На Афоне, как и везде в Православии, строго говоря, нет правила, которое подходило бы для всех, но каждый по совету своего духовного отца должен постепенно найти свой «способ существования» (τρόπος ύπάρξεως), который позволит ему постоянно стоять перед невидимым Богом, как если бы Он был видимым. Молитва монаха – это (παράστασις) предстояние перед Богом, немного похожее на то, что он чувствует во время Божественной Литургии. Она продолжение литургии в тишине его келии, с очень личным содержанием.

Если есть общие направления, которые подходят всем и находятся записаные в традиционных аскетических книгах, то применение этой традиции в моем случае, в моей личной истории, с моим характером, остается уникальным и, в некоторой степени, необъяснимым.

Духовное наставничество именно в том и заключается, чтобы помочь монаху самому открыть в себе то, что ему нужно для жизни в присутствии Бога.

Однако монастырь от монастыря отличается направленностью. Некоторые настаивают больше на литургической молитве и строго соблюдают весь типикон, другие же более свободны в личной молитве, особенно в скитах и небольших общинах, могут максимально облегчить совершение литургических богослужений, чтобы уделять больше времени рукоделию и молитве в келии.

Посетив монастыри и скиты Афона можно понять, какое прекрасное наследие оставили нам святые Отцы, но и какая невероятная свобода царит в Церкви. Я могу сказать без особого красноречия, что именно живя на Афоне, я узнал, что человек может быть по-настоящему свободен.

В том, что касается личной молитвы, преобладает ночная молитва. Можно сказать, вся наша общежительная жизнь организована не столько для того, чтобы радоваться собрашася вкупе во Имя Христа, сколько чтобы дать возможность каждому иметь всенощное бдение на молитве.

День монаха - это только внешний аспект, кора его реальной жизни, которая происходит ночью наедине с Богом. В такой кеновии, как наша, день организован так, что монахи могут проводить, как минимум 4 часа в молитвенном бдении каждую ночь. Содержание этой ежедневной всенощной (Агри́пни́я) - главный предмет, можно сказать, наших разговоров с духовником.

Агри́пни́я должна оставаться динамичным элементом, может увеличиваться или уменьшаться, изменяться в занятиях, которые ее наполняют, так чтобы она для монаха была самым лучшим приношением себя Господу.

Чтобы дать вам общее представление о том, как монах занимает эту агри́пни́ю, могу ее описать следующим образом: после небольшого отдыха после повечерия он просыпается, возможно выпивает кофе, совершает поклоны (которых может быть очень много), читает несколько вводных молитв, затем читает синаксарий дня, одну или две главы Ветхого Завета, несколько отрывков из аскетической книги и одну главу из Нового Завета. Это чтение, желательно, проводить в духе молитвы, а не для приобретения знания, с заметками. Мы должны искать там чувство сердца, как - сказал святой Макарий Великий. Затем после этого чтения мы переходим к сердечной молитве, так называемой «Умной молитве» (νοερά προσευχή).

Это, искусство искусств и наука наук, центр и суть нашей монашеской жизни. Здесь мне не нужно объяснять эту тему, которую вы должны хорошо знать, часто общаясь с Добротолюбием и другими трудами отцов Церкви.

Иисусова молитва может быть прервана, если есть необходимость в поклонах или более дискурсивной молитве - размышлении, такими как Псалтирь или Акафисты и так далее. Это надо, чтобы отвлечь душу и подготовить ее к возвращению к умной молитве, потому что в внутренней молитве, совершаемой со вниманием, можно по-настоящему встретить Господа. В конце канона мы можем прочитать подготовительные молитвы и последование ко Святому Причащению, а также зачала Послания апостолов и Евангелия дня. В идеале хорошо бы сразу перейти от келейной молитвы к литургической службе, не прерывая ее новым сном; но если наш организм это не позволяет, надо немного отдохнуть перед службой. Все это должно оставаться достаточно гибким и, прежде всего, урегулированным с точки зрения каждодневного образа жизни, а не так, что один день с долгим бдением, а весь следующий день просто проспать. Наша аскетическая жизнь не направлена на подвиг, который часто исполнен гордости, но это скромное приношение нашей слабости в присутствии Бога и ангелов в тайне нашей келии. Даже в одном и том же монастыре, у каждого может быть свое молитвенное правило, в зависимости от его послушаний или способностей, поэтому, если есть возможность, желательно не сильно перегружать литургические службы. Молитва литургическая, как необходимость в приобретении опыта неба, на самом деле менее эффективна чем келейная молитва, потому что не бывает без множества отвлекающих факторов.

Насколько мне известно, особая подготовка иеродиакона и иеромонаха к богослужению осуществляется в рамках ежедневной агри́пни́и, которое может быть продлено в этом случае или добавлено что-то особое. Все это в монастыре регулирует духовный отец, и мне очень сложно давать общие правила.

Мне кажется, что вам, небольшой общине, не стоит терять свободу, которую дает вам Бог, преувеличенно подчеркивая строгое соблюдение Типикона. В небольших общинах Святой Горы монахи обычно читают или поют только часть службы, чтобы посвящать большую часть времени молитве Иисусовой в келии. Продолжительность службы соответствует определенному количеству четок: например, утреня, если я правильно помню, тридцать четок из трехсот бусинок.

Более или менее строгое соблюдение Типикона зависит от количества монахов, могут они или нет петь службы и степени праздника. Например, у старца Ефрема Катунакского, давно он заменил все службы молитвой Иисусовой, но когда его община стала расти, он соблюдал более легкий типикон общих литургических служб, и однажды они могут прийти к чтению всей службы. Но в целом только в больших общежительных монастырях соблюдают Типикон.

Типикон Святой Горы - это типикон Святого Саввы, дополненный некоторыми местными особенностями. Это тот же типикон, который используется в Русской Церкви, и который, кстати, соблюдается строже, чем в Греческой Церкви.

Поскольку мы здесь следим за византийским временем, службы совершаются в разное время, в зависимости от времени года, и обычно совершаются в свое время. Но мы наблюдаем повсюду общую тенденцию группировать службы в три блока для удобства, а также по духовным соображениям, в пользу жизни монахов кеновитов в келиях. Здесь летом мы начинаем полунощницу в 8 утра по Византийски (3 или 4 часа в миру), затем Утреня, Первый час и Божественная литургия; все это длится чуть больше трех часов в будний день. Через два-три часа отдыха, встречаемся в церкви на Параклисе или Третьем и Шестым часами, в зависимости от дня, с последующей трапезой. И после 4-5 часов, отведенных для общих послушаний, мы служим 9 час и Вечерню, после чего следует вторая трапеза, в непостный день (на Афоне постные дни - понедельник, среда и пятница). День заканчивается Повечерием, во время которого мы читаем Акафист Божией Матери (поскорому, за 10 минут).

Вот в общих чертах такое наше расписание, это рамки нашей радости и нашей жизни, в которых мы можем постоянно приближаться к Богу, Который ждет нас, чтобы наполнить нас своим присутствием и любовью. Как благодарить Его за все дары, которые Он дал нам, и, прежде всего, Дар Даров, таинства Церкви. Из этого таинства желаю вам напиваться изо дня в день. Это таинство то же самое в России, во Франция или Греция, тоже самое сегодня, как во времена отцов-пустынников. Ничего не потеряно, все в пределах нашей досягаемости, и мы можем, если захотим, стать наследниками Царя Царей».

 Иеромонах Зотик в своем докладе на тему «Монашество и мир» постарался показать на примере отцов Церкви способы отречения монахов от всего мирского, - это максимальное удаление от мира и его соблазнов, и в то же время, необходимость общежительного искуса для христианского самопознания. 

Модератор секции по монашеству – настоятель подворья мужского монастыря в селе М. Чурашево, Ядринского района, игумен Тихон (Першев) участвовал в обсуждении поставленных вопросов.

Так же о своем опыте монашеского жития поделились игумении Спасо-Преображенского женского монастыря г. Чебоксары - Сергия (Рузавина) и Тихвинского Богородицкого женского монастыря - Нина (Волкова).

Завершилась работа сессии по христианской традиции, молитвой. Затем, все желающие могли попить чай в монастырской трапезной.

 


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»