Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 25-я по Пятидесятнице. Апостола и евангелиста Матфея. 29.11.2020

Неделя 25-я по Пятидесятнице. Апостола и евангелиста Матфея.

29 ноября 2020 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, в день празднования памяти Апостола и евангелиста Матфея (60), отец наместник по окончании Божественной литургии обратился к молящимся с пастырским словом, в котором отметил хорошее пение клироса обители совместно с хором старшей группы Воскресной школы.

В частности сказал, что такие прекрасные песнопения помогают всем молящимся приблизиться с верою духом ко Господу нашему Иисусу Христу. И выразил надежду, что исполнение церковных произведений на клиросе во время богослужения – это выражение веры певчих и отношение их ко Христу.

"Вспоминая сегодняшнее Евангельское зачало, притчу о добром Самарянине, убеждаешься, что самый ближний наш – это Господь Иисус Христос - Человеколюбец.

Бога никто не видит, но мы можем видеть того, кто напротив нас. А он как зеркало, отражает состояние нашей души.

Господь Иисус Христос пришел и Кровию Своею омыл, искупил наши согрешения, согрешения наших предков от Адама. Он дорого заплатил за нашу свободу. Мы вечные Его должники. Пусть каждый из нас сегодня это ощутит.

В сегодняшнем Евангелии Господь под видом Самарянина. Почему Самарянин, а не священник или левит? Почему верующие не видели в этом раздетом, израненном, еле живом человеке образ Божий, прошли мимо.

Как мы можем Бога благодарить, когда Его не видим? Через ближнего своего, который и есть образ Божий. Часто отношение к ближнему отражает отношение к Самому Богу.

Представьте себе, что вы должны кому-то, который далеко за океаном, и даже имени его не знаете, наверняка, душа не очень будет болеть. Жизнь ваша будет продолжаться спокойно, хоть и с долгом. А если вы должны человеку, который имеет власть, все время напоминает или даже заставляет заплатить все сполна. Конечно, отношение будет другое и к долгу своему, и к заимодателю. Действительно, поневоле придется быть более внимательным.

Каждый человек, который около нас – это и есть образ нашего заимодателя, перед которым мы в долгу.

И любая помощь нуждающимся снимет с нас долг, который у нас есть.

Евангелие нам говорит: «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?» (Лук.10:25-29). И тогда Господь рассказал ему притчу о добром Самарянине. Иногда мы не понимаем, кто ближний наш. Иногда мы думаем, что ближний это тот, который самый приближенный, сосед. Не совсем так. Ближний – это тот, который ближе нам по духу и заботится о нашем спасении. Для каждого из нас – это образ Иисуса Христа.

Не зря в Евангелии Его назвали Самарянином. О Нем так и говорили, пока Он ходил по земле и проповедовал. Потому что Он отличался от всех других твердостью, знанием. Он Сам Бог, Он все знает про нас, и знает все наши хитрости. Во время земной жизни часто Его гнали именно за это. Чтобы избавиться от соседской собаки, надо заявить, что у нее бешенство. Так же, чтобы избавиться от Иисуса, обзывали Его самарянином, грешником, нарушителем законов, мешающим добропорядочным людям. Действительно, нам мешает тот, который является зеркалом нашей совести. Христос пробуждал совесть фарисеев, в том числе и апостола Матфея, память которого Церковь сегодня празднует. Он тоже грешник, собирал налоги, обманывал людей, нечестно клал к себе в карман излишки собранного.

 

Господь не посмотрел на его грешную жизнь, подошел и пробудил его совесть. Как самый ближний, на которого тот похож. Матфей услышал Его, совесть проснулась, он перестал считать свои деньги, отложил все и пошел за Иисусом Христом. Потому что он встретил своего ближнего, Который показал Свою любовь к нему.

Можно сказать, что ближний это тот, который рядом, только в том случае, если мы на его лицо сможем наложить лицо Иисуса Христа. Потому что самый близкий нам человек – это Сам Бог, Который стал человеком, ради нашего спасения.

Шел и видел нас в беде, после рук разбойников, да и после своих же действий, потому что мы самые что ни на есть разбойники. В большинстве мы сами вредим себе и своей жизни. Сами себя изранили и бросили на дороге. Потому что мы отошли от Иерусалима, отошли от Горнего места и спустились в Иерихон, где греховная жизнь, а нас туда тянет по физиологическим законам. Подниматься на гору, в Иерусалим, к Богу – это подвиг. Катиться вниз легко. На полпути между Иерусалимом и Иерихоном, действительно, есть гостиница, всем паломникам она известна. Ровное место на уровне моря. Иерихон ниже уровня моря на 300 метров, Иерусалим выше почти на столько же. Разница между Иерихоном и Иерусалимом почти километр. И на полпути произошло то, что описывает нам Евангелие: «Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лук.10:33-35). Сейчас в этом месте построен Караван-сарай.

Конечно, Господь говорил притчами. И можно сказать, что на половине нашего пути Господь встретится. Пока мы еще не скатились совсем до Иерихона, и не поднялись до Иерусалима, но попали в руки разбойников. Сами себя связали. И единственный, кто подойдет, не священник, не левит, а Самарянин, тот который сам отвергнутый всеми. Иоанн Богослов о Нем сказал: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Иоан.1:11). Это Его назвали Самарянином, грешником, Его ученикам предъявляли претензии за несоблюдение заповедей Моисея. Господь отвечал на это: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Иоан.8:44).

Когда Господь хотел вразумить законника, праведника на самом деле, он же знал весь закон Моисея и соблюдал его, Господь хотел донести суть закона до него – знать и видеть образ Христа в нашей жизни, искать этот образ в людях окружающих нас.

Господь направляет нас, где искать и как исполнять закон Божий. Он подсказывает нам: «Алкал Я, и вы дали Мне есть» - или не дали; «Жаждал, и вы напоили Меня» - или не напоили; «Был странником, и вы приняли Меня» - или выгнали; «Был наг, и вы одели Меня» - или не заметили; «Был болен, и вы посетили Меня» - или не захотели слышать о моей болезни; «В темнице был, и вы пришли ко Мне» - или просто осудили (Матф.25, 36). Действительно такой нуждающийся человек может быть около нас, но он может стать и далеко, если мы не видим в нем образ Человеколюбца, Того, Который спешит нам навстречу спасать, избавить от болезни, от язв и ран, которые мы получили в пути к Богу, именно, от Иерихона до Иерусалима – от падшего, греховного до Горнего места.

Дай Бог нам встретить на этом пути Того, Который станет нам самым близким человеком. А когда мы будем видеть Его, тогда в любом другом человеке, подошедшем к нам за помощью, мы увидим Иисуса Христа. Тогда, как пропустить Его, если он образ Христа?

Так что Господь подарил нам в начале поста задание. В течении сорока дней поста искать Его, и присоединиться к тем, которые увидели яркую звезду на Востоке, собрали подарки, пошли на встречу с Тем, Кто пришел спасть мир. Может быть, как простые люди, как пастухи услышим пение ангелов, зовущих поклониться Царю, родившемуся в пещере, а не во дворце.

 Пусть Господь на протяжении всего поста помогает нам подняться от греховного нашего положения «Иерихона» до Горнего места «Иерусалима». И, если мы будем истекать кровью от ран на полпути, пусть придет на помощь самый ближний Человек, потому что Он нас любит, Он Человеколюбец". Аминь.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»