Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 18-я по Пятидесятнице, Обретение мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы (1918). 11.10.2020

Неделя 18-я по Пятидесятнице, Обретение мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы (1918).

11 октября 2020 года в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, наместник Чебоксарского Свято-Троицкого мужского монастыря архимандрит Василий (Паскье) в сослужении братии в священном сане совершил Божественную литургию и молебен. 

За богослужением были произнесены особые молитвословия "о единстве Святого Православия" и "во время распространения вредоносного поветрия". 

Богослужебные песнопения исполнили хор братии монастыря и хор воспитанников Воскресной школы под руководством Мальцевой Надежды Николаевны. 

Проповедь на тему Евангельского чтения после запричастного стиха произнес игумен Вениамин (Куликов). 

По окончании литургии отец наместник приветствовал всех молящихся за богослужением, поздравил всех с воскресным днем и обратился с пастырским словом:

Сегодня день Обретения мощей преподобномученицы Елисаветы. Когда-то братиям нашей обители в паломнической поездке на Святую Землю, в Гефсимании, в монастыре равноапостольной Марии Магдалины, благословили мощи преподобномучениц Елисаветы и Варвары, для укрепления веры. Сегодня частицы мощей святой Елисаветы перед нами, можно подойти приложиться, помолиться и попросить у нее немножко из ее запасов масла, ибо она из тех, кого Господь назвал девы мудрые: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Матф.25:1-13).

Преподобномученица Елисавета хранила запас елея. Здесь елей это благодать. Значит нам необходим запас благодати Божией. На случай, если Господь задержится. Недавно мы читали Евангелие, где Господь обещал своим ученикам скорое возвращение: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Матф.16:28). Но прошло уже более 2000 лет. Задержался. Много за это время что произошло. Много потеряли терпение, перестали ждать, масло не только закончилось, а может быть, кто-то его съел, в духовном смысле. Когда мы уверены, что скоро придет Господь, мы истратили весь елей без рассуждения, а потом оказалось не хватает. Например, когда мы постригались в монашество мы горячим сердцем обещали быть добрыми монахами:

- Что пришел еси, брате, припадая ко святому жертвеннику, и ко святей дружине сей?

- Желая жития постническаго, честный отче.

Вдруг проходит год, пять, десять, у кого двадцать, а у кого и сорок.

Что осталось от этих обещаний, горит ли еще лампада, горит ли сердце в ревности о подвижнической жизни или все потухло? Разные причины могут быть охлаждения сердечного пламени, или масло не хватило, или ветер затушил.

Господь не живет по нашему времени, Он как мы не считает минуты, часы, дни, месяцы, года. «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2Пет.3:8). Он в вечности.

Удивительная судьба преподобномученицы Елисаветы. Ее любовь к Господу началась с любви к одному человеку, великому князю Сергею Александровичу Романову. Через необыкновенную религиозность и любовь великого князя принцесса Гессен-Дармштадтская выбрала своей религией православие.

Елизавете Федоровне по статусу было необязательно менять вероисповедание. Пройдет 7 лет после замужества, прежде чем она напишет: «Мое сердце принадлежит Православию». Великая княгиня писала своему отцу, муж «никогда не старался принудить меня никакими средствами, предоставляя все это совершенно одной моей совести». Все, что он делал, — мягко и деликатно знакомил ее со своей верой. И сама княгиня очень серьезно подошла к этому вопросу, изучая Православие, присматриваясь к нему очень внимательно. Приняв, наконец, решение, Элла первым делом пишет своей влиятельной бабушке королеве Виктории — они всегда были в добрых отношениях. Мудрая бабушка отвечает: «Быть со своим супругом одной веры — это правильно».

Сознательно и добровольно она выбрала православие, не зная какие страдания ее ждут впереди.

Счастливая супружеская жизнь была у них короткой. А скорбные события 1905 года, еще раз подтвердили ее истинную настоящую любовь к мужу, а через него и к Господу. Когда случилась известная нам всем трагедия в ее жизни, эта женщина показала свое мужество, силу. Сама собрала все останки своего мужа. Кто имеет такую силу, несмотря на ужас случившегося не потерять самообладание. Это событие спровоцировало ее принятие монашество и трудиться дальше для Царства Небесного.

Немка, большевики ее за это и арестовали. Но, в то время, более русского человека трудно было сыскать. Приняв православие она не только с великим князем венчалась, но она венчалась с народом и отдала свою жизнь за новое свое Отечество. Отечество ее стало не только Российское, но Небесное, которое она обрела на русской земле.

Елисавету Федоровну сбросили именно в русскую землю, и гораздо глубже чем на два метра. Она оказалась в глубокой шахте, для того чтобы добрые семена дали хорошие всходы и много плодов.

Сегодня мы слышали в послании апостола Павла: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2Кор.9:6). Любить призывает нас апостол: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2Кор.9:7). Если не будет любви, то и отдачи не будет. Мы видим, что Елисавета любила не только своего мужа, но она по-настоящему любила свое новое Отечество. Приняла отечество своего мужа, полюбила его веру, православную, а значит и Христа, больше всего. Господь принял ее в Царство Свое. Не сказал: «Не знаю вас», но отворил ей двери на «брачный пир». Преподобномученица имела запас елея, Божией благодати. И дай нам, Господи, чтобы она передала нам своего елея, чтобы мы с ней могли попасть в Царство Небесное. Не ради наших подвигов, потому что мы скорее похожи на тех пять дев, которые были неразумными. Елея у нас мало, задремали от долгого ожидания, а когда пришло время, то лампады наши опустели. Но у нас есть заступницы, с большим запасом елея, они нам дадут несколько капель, чтобы и мы, не смотря на свое юродство и недальновидность, тоже смогли быть причастны к Царству Небесному. Господь в Евангелии произносит для нас ключевое слово «Глубина»: «…Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова» (Лук.5:4). Первые ученики, простые люди, после трудового неудачного дня, уставшие, но все-таки откликнулись на просьбу Иисуса. «Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки» (Лук.5:1-3). Свою проповедь Он подтвердил делом, предложил Симону отплыть на глубину, а тот уставший и огорченный: «Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали» (Лук.5:5). Но какая-то сила заставила его послушать. «Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть» (Лук.5:6,7). Удивительная реакция Петра на происходящее событие: «Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его» (Лук.5:8,9). Он почувствовал, что перед ним не простой человек, и насколько сам Петр привязанный к земле грешник, не хотел слушать, а случилось невероятное. Петр, который сказал «выйди от меня», стал одним из первых апостолов. Господь не смотрел на его сомнения, а видел его сильный характер. Так же тогда за Ним пошли братья Иаков и Иоанн.

Сегодня так удачно совпали два чтения, первое - Притча о десяти девах, ожидающих прихода жениха, а второе когда Господь призвал нас обратиться к глубине. К глубине нашего сердца, где, наверняка есть необходимый запас елея для встречи с Господом. Может быть в глубине нашего сердца есть благодать Божия и если мы будем послушны, то, возможно, мы найдем столько благодати, что трудно будет поднять такое количество наверх. И радость будет великая.

Дорогие мои братия и сестры, если сегодня мы услышали слова Господа, пойдем в глубину искать Царство Небесное, которое внутри нас есть, в глубине сердца. Там мы найдем запас для того чтобы продлить, если понадобится, ожидание второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Воскресное богослужение завершилось чином о Панагии в братской трапезной. После чего братия обители побывали на могиле митрополита Варнавы, совершили там панихиду, помолились, утешились благодатию.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»