Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. 17.05.2020

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне.

17 мая 2020 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, наместник архимандрит Василий (Паскье) и братия Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары совершили Божественную литургию.

Проповедь после запричастного стиха прочитал игумен Алипий (Маторкин).

По окончании литургии было совершено молебное пение против распространения вредоносного поветрия, крестный ход со святынями обители, иконами Божией Матери «Владимирской и священномученика Харалампия с частицей его мощей.

После богослужения отец наместник обратился к своей братии с пастырским словом. 

Сегодняшнее Евангелие удивительно своим содержанием, как и в любой праздник, конечно. Каждый год можно ждать, когда придет время чтения этого Евангельского зачала о Самаряныне от Иоанна Богослова. После чтения Евангелия о исцелении расслабленного в прошлое воскресение, по хронологии мы возвратились назад к четвертой главе.

Господь когда ходил по Галилеи с проповедью остановился в самарийском городе Сихем.

Место, где Авраам устроил первый жертвенник: «И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда жили Хананеи. И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал он там жертвенник Господу, Который явился ему. Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа» (Быт.12:6-8).

Мы знаем, что в Самарии живут не чистые евреи. В 586 году до н. э., после очередного восстания Иудеи, вавилонский царь Навуходоносор (Невухаднецар) штурмом взял Иерусалим и разрушил Храм Соломона. Вавилоняне вывели из страны огромное количество пленных.

Самаритяне были переселенцами из месопотамского города Куты.

Царь Саргон II, завоевав Самарию, бывшую на тот момент столицей Израиля, переселил его жителей в Ассирию, а на их место привёл колонистов из вавилонского города Куты. Переселение этнических групп было обычной практикой завоевателей тех времён, которые делали это намеренно: на новом месте колонисты не могли поднять восстание и довольно быстро ассимилировались с местными. «И перевел царь Ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и из Сепарваима, и поселил их в городах Самарийских вместо сынов Израилевых. И они овладели Самариею, и стали жить в городах её» (4 Цар. 17:24)

Новые этнические группы принесли в Палестину свой быт и свою религию. Они поклонялись своим богам и приносили в жертву своих детей.

Кровавые языческие культы прогневали Бога и бичом для этих народов стало нашествие львов. Тогда царь Ассирии разрешил привести в страну иудейских священников, из числа тех, которые были уведены в плен, и они начали проповедовать веру в Бога Израиля. Так в среду пришельцев попала Тора, постепенно народы приняли местную веру, смешались и стали народом, известным как самаритяне.

Сейчас евреи не приносят жертвы, а этот народ до сих пор на Пасху приносят в жертву агнца на горе Гаризим.

Отношения между самаритянами и израильтянами на протяжении истории были сложными.

В наше время этот народ на грани исчезновения. Государство Израиль принимает меры по сохранению самаритян, ради чего сейчас разрешаются браки между евреями и самаритянами.

В Евангелии мы видим, как Господь впервые называет себя Христом. Он это сделал не в Галилее не в Иерусалиме а именно в Самарии. Признался, что Он Христос. «Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою» (Иоан.4:25,26). Просветил через самарянку всю Самарию. И не мало людей в Самарии поверили в Иисуса Христа.

После Самарии Он с учениками поднялся до Иерусалима. Это был Его последний поход в Иерусалим, где Его схватили, судили, где Он пострадал, умер и воскрес.

В сегодняшнем Евангелии есть слова, которые в каждом из нас должны звучать постоянно.

То, что Господь сказал самарянке: «Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, … Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

Иисус сказал ей в ответ: ЕСЛИ БЫ ТЫ ЗНАЛА ДАР БОЖИЙ и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Иоан.4:5-10).

Я думаю эти слова должны звучать в наших сердцах «ЕСЛИ БЫ ТЫ ЗНАЛА ДАР БОЖИЙ». Если бы мы знали Дар Божий, благодать Божию – Дар Святого Духа. Если бы мы столкнулись с этим Даром, и знали от Кого Он, конечно было бы все по-другому. Мы бы просили, дать нам еще и еще живой воды – действие Святого Духа.

Неспроста читаются все эти отрывки из Евангелия именно между Пасхой и Пятидесятницей.

В древней церкви в течении поста готовили оглашенных, а на Пасху их крестили.

Накануне Пасхи, Рождества Христова и Богоявления мы читаем богослужебные тексты, так называемые «оглашения». Пророчества из Библии о пришествии Христа - последний шаг к крещению. Нам известны «Огласительные поучения» святителя Кирилла, Патриарха Иерусалимского.

После крещения оглашенных тема поучений меняется. Становится связана с водой и Даром Святого Духа.

На прошлой неделе в один из дней мы читали в Деянии святых апостолов о том, как Дух Святой сошел на большое количество народа, даже на некрещенных. «Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа» (Деян.10;44-48). Апостолы удивлялись, как могли люди, которые даже не крещеные, получить Дар Духа Святого. Они были даже не евреи, а язычники. И апостол Петр принял решение, крестить их, раз Дух Святой сошел на них. Видите, как Дух Святой не ждет наших распоряжений, Он Сам располагает кого просвещать и кого спасать.

На слова, связанные с водой, мы так же читали: «В последний же великий день праздника стоял

Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в

Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин.7:37,38). Эти строки напрямую связаны с желанием Господа просветить самарянку, несмотря на то, что она была грешницей. Не случайно она одна была у колодца в полдень, как написано в шестой час. В Израиле в «шестой час» никто не выходит на улицу, потому что солнце в зените, самая жара. А эта женщина пришла за водой, потому что в другое время она не могла идти, когда все другие женщины бывают там, дабы не встречаться ни с кем, по великой своей греховности. Господь открыл ее грех: «правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин.4:5-19).

Так же Иоанн Богослов всегда уточняет, когда происходило то или иное событие, что имеет очень важное богословское значение. Это событие произошло в шестой час. Шестой час, это когда змей подошел искушать Еву. А здесь мы видим, что Господь обращается к грешнице, желая дать ей шанс на спасение. Если Адам и Ева потеряли рай, то эта женщина имеет возможность обрести и возвратиться в рай. Ни как дочь Авраама, а как из языческой среды, но тоже имеет доступ до спасения. Интересная ситуация; Господь использует момент, когда они вдвоем, больше никого рядом нет. Апостолы пошли купить продукты. Встреча у колодца имеет символический характер. Такие встречи описаны в Библии. Елиезер, Иаков и Моисей нашли у колодца жен, но Иисус ищет другую невесту – тех, кто будет «поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин. 4:23).

Моисей у колодца встретился с Сепфорой, будущей своей женой. Сепфора была одной из семи дочерей Иофора (Суд. 4:11), жреца и князя мадианитян. В то время, когда евреи были рабами в Египте, Моисей убил египетского надсмотрщика, ударившего еврея, за что был приговорён фараоном к смерти. Моисею пришлось бежать из Египта в землю Мадиамскую (Исх. 2:15). Однажды он сидел у колодца, куда дочери Иофора привели отцовских овец. Появились другие пастухи и прогнали девушек, чтобы напоить своё стадо первыми. Моисей помог девушкам и напоил их стадо. Когда девушки возвратились домой, их отец спросил: «Что вы так скоро пришли сегодня?». Девушки ответили: «Какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и напоил овец наших». Иофор сказал: «Где же он? зачем вы его оставили? позовите его, и пусть он ест хлеб» (Исх. 2:18-20). Моисей стал жить среди мадианитян. Иофор выдал за него свою дочь Сепфору.

Есть в Библии и другие встречи у колодца, именно брачные, когда жених нашел свою невесту.

В нашем чтении Евангелия мы видим Христос, как Жених Церковный идет на встречу к женщине, которая потом объединила всю Самарию. «Женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин.4:28). Все пошли посмотреть на Него. Иисус говорил с ними, и даже остался на два дня у них в городе, чтобы учить их, тогда жители города сказали той женщине: «уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин.4:42).

Хочу, чтобы все поняли смысл сегодняшнего Евангельского чтения: если бы мы знали Дар Божий, осмыслили свою духовную жизнь. Для чего мы христиане, для чего мы монахи, для чего мы священники, если мы не знаем Дар Божий, если мы не испытали встречу с Господом, если мы сами не становимся таким источником, чтобы напоить остальной мир. Сам Господь сказал: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Иоан.7:38,39).

Так что, отцы, если мы хотим окормлять паству свою, надо иметь при себе то, чем кормить. Если мы сами будем потреблять то, что дает Господь, то и от нас самих будет истекать вода живая.

Если бы знали Дар Божий и Кто нам Его дает, то действительно мы жили бы по-другому и сами просили у Господа этой воды, чтобы обрести жажду. Господь сказал, что мы жаждать не будем вовек, но когда коснешься необъятного и безмерного, то начинается бесконечная жажда познания безграничного Бога. У нас будет жажда все больше и больше о знании Его, как Бога, как Христа, как Источника бесконечного, глубокого наподобие колодца Иакова. 

После проповеди братия поздравили брата обители монаха Закхея с 60-ти летием, пожелали ему здоровья на многая лета.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»