Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


День памяти благоверных князей Российских Бориса и Глеба. 15.05.2020

День памяти благоверных князей Российских Бориса и Глеба.

15 мая 2020 года в день памяти перенесения мощей благоверных князей Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (1072 и 1115г.) молитвенно отметили знаменательную дату в жизни наместника архимандрита Василия (Паскье) в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары. 

Ровно 25 лет назад за Божественной литургией в храме Рождества Христова с. Никулино Порецкого района Чувашской республики (ныне Алатырская епархия) архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой иеродиакон Василий был рукоположен в сан иеромонаха. С этого момента началось его вот уже четвертьвековое пастырское служение Богу и людям. 

Накануне и в самый день праздника архимандрит Василий возглавил служение всенощного бдения и Божественной литургии в Свято-Троицком соборе обители.

Отцу наместнику сослужили братия обители в священном сане.

По окончании Божественной литургии и молебна братия обители поздравили отца наместника провозглашением многолетия. Он в свою очередь обратился к ним с пастырским словом.

 Сегодня память святых князей Бориса и Глеба, первых русских святых, канонизированных как Русской, так и Константинопольской Церковью. Невиданной доселе образ святости - страстотерпцы.

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву главной христианской ценности — мира, любви, Христа. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4:20). Они приняли смерть в знак беспредельной любви ко Христу, в подражание его крестной муке. В сознании русских людей своей мученической кончиной они как бы искупали грехи всей Русской земли, еще недавно прозябавшей в язычестве.

Святые братья сделали то, что в те времена на Руси, привыкшей к кровной мести, было еще ново и непонятно, они показали: за зло нельзя воздавать злом даже под угрозой смерти. 

Впечатление от их поступка было настолько велико, что вся земля признала их святыми. Это был переворот от языческого сознания (властолюбие и нажива) к христианству (милосердие и всепрощение).

Борис и Глеб были первыми святыми, канонизированными Русской Церковью. Даже их отец, князь Владимир, был причислен к лику святых намного позже.

25 лет назад в село Никулино, на престольный праздник владыка, тогда еще архиепископ, Варнава приехать служить Божественную литургию. В то время было исключением из правил, когда он совершал хиротонию не в Кафедральном соборе, а в сельском храме.

Я и отец Вениамин (Куликов) были виновниками этих событий. В один день нас рукополагали одного в иеромонашество, другого в иеродиаконство.

Стояла жара, народа было очень много.

Шел только 1995 год, недалеко ушли те годы, когда не разрешали архиереям ездить по дальним приходам. И когда близлежащие селения узнали, что в Никулино приезжает служить архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава, собралось столько богомольцев, что все не помещались даже в ограду храма, не говоря уже о самом храме. Приехали из Алатыря, Порецкого, Шумерли. Игумения Сергия из Чебоксарского монастыря послала певчих, (матушка Нина, нынешняя игумения Цивильского монастыря, была в том числе), чтобы укрепить клирос. Неожиданно приехали из Алатыря протоиереи Георгий Антонов и Николай Ефремов. Сразу они заняли место на клиросе и получилась прекрасная служба.

Протодиакон Валерий Краснов, тогда еще новоиспечённый диакон, проводил меня к престолу. Как он любит вспоминать, что он кричал «Повели», а протодиакон Владимир Лукоянов «Повелите». Протоиерей Михаил Степанов был тогда еще диаконом.

В тот же день вечером, мы вдвоем с о. Вениамином начали свой подвиг в алтаре.

Мы думали, что первое время нам кто-нибудь поможет, но нет, сразу сами служили с ним вдвоем.

Очень благодатное время тогда было для меня.

Я не смогу забыть это время, служение в селе, казалось бы приход, но напоминал вкус пустыни.

Действительно, было хорошее отношение с прихожанами.

Дружно служили, мы были очень простые, другие священники приезжали к нам для утешения. Потому что Никулино – это, практически, самый край Чувашии, через 500 метров уже начинается Нижегородская область. Считалось забытым и заброшенным краем.

А мы видели в этом руку Божию. Главный престол храма в Никулино освящен в честь Рождества Христова, и мы приняли за основу нашего бытия те события, которые произошли в Вифлееме. Господа никто не хотел принять в свой дом, Он же нашел уютное место, куда и пастухи, и волхвы, и даже ангелы пришли. Мы свое место служение воспринимали, как Вифлеем для Христа.

Храм Рождества Христова, и второй престол в честь святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба, отдавших свои жизни ради мира.

Служили с любовию. Настоятелем храма был иеромонах Иероним (Шурыгин). Он со своим своеобразным характером разделил приход на своих и чужих, на плохих и хороших. Находились люди, которые постоянно нас в чем то обвиняли. Все, что мы старались сделать на благо, вменялось нам в вину. Нас обвинили в краже колоколов. Мы отреставрировали иконы, сказали, что это не те иконы. Якобы мы их иконы продали и купили машину, которую нам, кстати, подарили в Москве. 

Когда я сам стал через несколько месяцев настоятелем, мне пришлось поправить и наладить отношения с прихожанами. Первая и последняя Пасха в Никулино была очень хорошей. Все село объединилось вокруг храма. Многое изменилось, приход стал дружным. Когда мне надо было уезжать в Алатырь в мужской монастырь, не хотели меня отпускать. Мне пришлось убедить свою первую паству, что от воли Божией не сбежишь, и не надо сопротивляться. Потом был период, когда Алатырский монастырь хотел взять храм в селе Никулино, как подворье. Отец Вениамин поехал туда служить, а ему не дали, шумели, диакона Силуана (Козлова), сейчас он иеромонах, чуть не избили, и тогда наши братия быстренько оттуда уехали. Но после того был, действительно, гнев Божий на село. Гнев Божий обрушился на них в день Святого Духа. Сильный ураган уничтожил весь урожай села Никулино. Ни одно село больше не пострадало, только то. Люди поняли, пришли с покаянием, на коленях просили прощение у о. Иеронима, но дело сделано. Урожая не было.

Даже после всего, что случилось в Никулино, у меня осталось о том времени очень теплое воспоминание.

Все было полезно и благодатно, и уезжал я оттуда со слезами. Потому что люди примирились. Все стали, как одна семья.

В последствии им не везло со священниками. Не захотели священников, которые служили во славу Божию, Господь им послал наемника. Они очень пострадали от него.

Сегодня, в день своей даты служения, хотел Бога благодарить.

Жаль, что владыка приболел, а я хотел его благодарить за то, что принял меня, поверил и доверил.

Первый раз мы с ним встретились в 1993 году на Святой Земле на Пасху. Не могли разговаривать, не имели общего языка, но сердцем, душой, глазами мы понимали друг друга. Буквально через год, я был у него на послушании. Сам я ничего не просил. Это был чистый промысел Божий. Где бы я не служил, и в Алатыре, сначала в женском монастыре, потом в Иверском храме, теперь здесь, владыка всегда относится ко мне с любовию и вниманием. Так же и к отцу Вениамину.

Сегодня мы сугубо молились о его здравии Врачу душ и телес, о его скорейшем выздоровлении и возвращении на служение. Чтобы мы могли сослужить с ним и получить от него благословение.

Пусть Господь дарует ему мир и здравие, чтобы он еще долго берег Чувашию, которая нас с отцом Вениамином приняла и приютила. Потому что мы оба из далека.

Мы не знали даже куда мы едем. Как Авраама Господь позвал, и тот вышел со всеми своими домочадцами. Так и мы, рука Божия нас вела, а мы даже не знали где это Чувашия.

Теперь решением Священного Синода, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Указом Митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы я нахожусь здесь с вами. Вместе с вами переживаю страшные события этого времени.

Хочу сказать вам, дорогие братия, что без послушания здесь не обойдется. Пока Господь нас бережет, другие храмы совсем закрыты, потому что все священники болеют, многие батюшки покинули этот мир. Знаменитые монастыри под строгим карантином. Пока мы этого не испытали, и Бог даст, не испытаем.

Поэтому еще раз, очень вас прошу, будьте очень послушными, смиряйтесь. Даже если на такой маленькой территории нам приходится находиться, потерпите. Мы с вами поневоле отшельники. По неволе мы с вами поживем в небольшой пустыне. Если мы это вытерпим, Господь нас наградит. А если по самоволию будем нарушать этот порядок, тогда только одному Богу известно, что с нами может случится. И не думайте, что все закончено. Когда все новые и новые больные поступают в больницу, и каждый день умирают люди. Так что даже не думайте, что все позади. На Вербное воскресение и на Пасху люди еще массово ходили в храм, не слушали предупреждение, а теперь пожинаем плоды этого неблагоразумного поведения и священников и прихожан. Никто нас не заставляет отрицать свою веру. Нас попросили посидеть дома. И не правда, когда говорят, что в советское время такого не было. Митрополит Тихон напоминал о временах архимандрита Павла (Груздева), старец оставил такие записи: 1965 год. 21 ноября/4 декабря. Суббота. Введение во храм Пресвятой Богородицы.

«Вчерась служил всенощное бдение, в половине которого меня известили, что Литургию служить нельзя по случаю карантина: вишь, болезнь у животных - ящур, и карантин наложен только на церкви Некоузского района, в котором про эту болезнь и не слышно. Предостережение очень хорошо, но как жалко было смотреть на горько плачущих людей, прибывших помолиться и выполнить свои Христианские обряды из Брейтова, Черкасова, с Сити и т.д. Но я верю, что Бог поруган не бывает, и усердие и вера этих людей вменятся им вместо молитвы в храме.

Накануне Крещения Господня карантин снят, и святая Церковь вновь исправляет все богослужения. Оказывается, эта болезнь очень серьезная, и лучше не служить некоторое время, чем подвергать людей опасности».

Вдумаемся: на полтора месяца отец Павел был вынужден оставить двери храма закрытыми. И какие полтора месяца!

Без служб на Рождество Христово, Василия Великого и Обрезание Господне!

Без служб на дни памяти любимых им святых — великомученицы Екатерины (7 декабря), апостола Андрея Первозванного (13 декабря), великомученицы Варвары (17 декабря), святителя Николая Чудотворца (19 декабря), праведной Анны (22 декабря), святителя Иоасафа Белгородского (23 декабря), святителя Спиридона Тримифунтского (25 декабря), великомученицы Анастасии Узорешительницы (4 января), преподобного Серафима Саровского (15 января)...

А ведь отец Павел любил храм Божий и Божественную литургию как ничто другое. Известен рассказ о том, как однажды, когда не было службы, к нему приехало множество паломников. Они смогли от души наговориться с дорогим их сердцу пастырем, пока один из них не произнес: «Батюшка, как же так хорошо всё!» На что старец ответил: «Хорошо, когда Литургия!»

Мы читаем в дневнике: «Как жалко было смотреть на горько плачущих людей, прибывших помолиться и выполнить свои Христианские обряды из Брейтова, Черкасова, с Сити». Но мало кто знает, что до начала 1970-х годов, когда был построен мост через реку Сить, между Брейтово и Верхне-Никульским не было даже автобусного сообщения, и многие из тех людей, которые прибыли, скорее всего, пришли пешком за более чем 50 километров. И, несмотря на предпринятый ими труд и слезы, храм был старцем закрыт на карантин до самого Крещения Господня.

А всё потому, что отец Павел опытно познал: «Бог поруган не бывает, и усердие и вера этих людей вменятся им вместо молитвы в храме». И ещё: «Лучше не служить некоторое время, чем подвергать людей опасности".

Так что все было. Просто есть такая тенденция, когда мы хотим добиться своей воли, мы всегда найдем примеры или оправдания, или придумаем.

Действительно, были примеры великих подвигов, например, всякий раз, когда Москва оказывалась во власти холеры, святитель Филарет возглавлял молебны «о предохранении от губительныя болезни» и неизменно обращался к пастве с наставлением, но это было вместе с соблюдением всех правил безопасности.

Так что потерпим. Нам это на пользу. Прихожан нет, а мы как в пустыне. Вокруг монастыря тишина, никогда такой благодати не было у нас в обители.

Время помолиться вместе. Это же хорошо. Древние монашеские правила гласят, со службы без благословения не выходить. Рекомендую почитать правила преподобного Феодора Студита. Городской монастырь, Константинополь, IX век. Почитайте его «Великое оглашение» - слова к братии монастыря. Устные наставления, получившие на древнем церковном языке значение — наставления, увещания, назидания. По несколько раз в неделю, именно в воскресенье, среду и пятницу, поучения  увещевали иноков к точному соблюдению монашеского устава («послушаний»), к хорошим взаимным отношениям…. Это был золотой век монашества. А сейчас мало что осталось. Господь теперь подбирает достойных. Спешите подвизаться, в первую очередь в послушании игумену. 

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал, «А начальственные должности в нынешнее время и есть крест, да еще тягчайший. Ведь исчезает совсем из среды понятие о послушании. Вот и начальствуй, когда каждый сам себе голова и каждый сам себе игумен (неофициальный, но самый правильный).»

Теперь монахи не знают даже, что такое послушание. Каждый хочет по-своему, каждый хочет быть игуменом своей жизни. Конечно это может привести к смерти монашества.

Об этом много пророчеств. Мы знаем эти пророчества о последних временах. А теперь оправдываем свое поведение именно тем, что якобы давно предначертано. Таким подходом участвуем в распаде монашества. А я хотел, чтобы наоборот, были бдительны, трезвились и поправили бы пророчество, чтобы мои братия не попали в сторонники распада монастырей и монашества.

Так что, братия, пусть святые страстотерпцы Борисе и Глебе будут для нас примером.

Поблагодарил игумена Вениамина за верность служения обители. Отметил, что все эти годы он является хорошим спутником для отца Василия, пожелал ему здравия, необходимых сил и смирения, чтобы служение его продолжалось еще много-много лет.

Христос Воскресе!

Затем состоялась братская трапеза.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»