Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 5-я Великого поста.  Прп. Марии Египетской. 05.04.2020

Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской.

5 апреля 2020 года в Неделю пятую Великого поста, в день памяти преподобной Марии Египетской, наместник архимандрит Василий (Паскье) с братией совершили Божественную литургию святителя Василия Великого в Троицком соборе святой обители.

На сугубой ектении были произнесены особые прошения "о единстве Святого Православия" и "во время распространения вредоносного поветрия", по сугубой ектении в алтаре совершили молитвы о мире и преодолении междоусобной брани на Украине и во время распространения вредоносного поветрия.

Проповедь после запричастного стиха произнес игумен Тихон (Першев).

По окончании литургии отец наместник поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и обратился к собравшимся на богослужение с пастырским словом назидания.

Благодарю, что пришли молиться в храм и причаститься. Не побоялись прийти, когда нам говорят: «Сидите дома». А Господь нам говорит: «Придите ко мне вси, труждающиеся и обремененные, и Аз упокою Вы…» Мы услышали призыв Господа и пришли, чтобы Господь нас успокоил.

Конечно, все переживаем. Потому что такое психологическое давление со всех сторон. Создали такую атмосферу, словно никакого выхода нет. Выход есть, если мы будем слушать того кто нас зовет чтобы успокоить. Но, надо сказать, мало услышали «Придите ко мне». Большинство услышали: «Сидите дома».

Сегодня уже 5 воскресение Великого поста. Следующее воскресение Вербное. До него, во вторник Благовещение и в субботу Лазарева суббота. После Вербного воскресения начнется Страстная седмица, которая пройдет быстро. Во вторник на Страстной седмице владыка митрополит придет сослужить с нами Литургию Преждеосвященных Даров. В Великую Среду будем совершать елеосвящение, то есть соборование. Будем готовится к последним Великим дням земной жизни Спасителя – Тайная Вечеря, Распятие, чтение Евангелия о страдании Иисуса Христа, вынос плащаницы, потом рано утром услышим первый раз крик победы «Воскресни, Боже, суди земли…» - этот текст из 81-го псалма в Великую субботу на литургии, в последний день перед Пасхой. Во время этой молитвы священнослужители переоблачаются из черных великопостных облачений в белые. Это означает, что мы уже знаем о победе над смертью, радуемся тихой радостью в ожидании Воскресения Христова. И в ночь с субботы на воскресение надеюсь, что придут много людей, покажем своей верой настоящую победу над смертью. «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в…».

Сегодня мы пришли для утверждения именно того, что Христос воскрес, потому что каждое воскресение – это напоминание о победе над смертью.

В Евангелии от Марка сегодня мы слышали как два ученика из 12 апостолов, которые имели особые отношения с Иисусом, потому что в разных эпизодах в Евангелии мы видим, что Господь по особому к ним относился, больше доверял, они были с ним там, куда других учеников Иисус не звал. И они набравшись дерзости подошли к Господу, подстрекаемые своей мамой. Мамы у нас такие, хотят получше устроить своих детей, и в этот раз она заботилась о своих сыновьях Иакове и Иоанне. Попросили они не мало: «дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей». Как у императора особо приближенные справа и слева, избранные. «Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите» (Мар.10:35-38). Поскольку они были еще не укрепленный, Дух Святой не сошел еще на них, Господь не стал открывать им раньше времени, кто будет у него по правую и по левую сторону скоро – два разбойника, которые как Иисус Христос висели на кресте. Господь остановил их словами: «Можете ли пить чашу, которую Я пью». Действительно, вряд ли человек мог выдержать такие страдания, когда в мыслях у него было иметь наоборот благо от дружбы с Иисусом. Как мы всегда пытаемся использовать с выгодой какие-то знакомства. Но в этом всегда присутствует грех, потому что мы думаем только о своем благополучие, а не об общем. А Иисус пришел не для Себя, но для нас. И не для кого-то из апостолов больше, чем для другого, не для Иоанна или для Иакова, нет, для всех. Господь подозвав их сказал, что они будут участвовать в Его судьбе.

Братья просили материального блага, тщеславия.

Наверное, по характеру они были шумные и громогласные, потому что их назвали «Сынами грома».

Господь спросил их: «Можете ли пить чашу, которую Я пью».

А другие десять учеников, услышав, начали негодовать на Иакова и Иоанна.

С одной стороны они упрекали их, а с другой наверняка завидовали, потому что эти двое смогли подойти просить за себя.

Но иногда надо быть и смелыми. Сам Господь сказал: «Царствие небесное ну́дится» (Мф.11:12). Надо трудом своим и дерзновением обретать спасение. Как женщина кровоточивая имела дерзновение подойти к Иисусу Христу ради спасения. Мария Магдалина, грешница, подошла к Иисусу. Другая Мария, о ней мы тоже сегодня читали в Евангелие: «женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром» (Лук.7:36-38). Видя это, присутствующие возроптали на нее, а Иисус, поскольку дальше нас может видеть, увидел добрые намерения этой женщины.

Если мы хотим иметь спасение, нам тоже надо быть смелыми. Как Мария Египетская, память ее мы сегодня празднуем, или та другая Мария из евангельского повествования, надо взять себя в руки и заставить разорвать замкнутый порочный круг, заставить себя нарушить сложившийся порядок. Потому что грешник, сам себя отлучил от общества. Не принимает Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Например, в ранней Церкви грешникам даже доступа в церковь не было, они стояли в притворе на коленях и каялись, а все при этом знали, что они грешники. И мы, подобно тем первым христианам, возьмем себя в руки, наберем силы, подойдем к священнику на исповедь, чтобы раскрыть все свои грехи. Это нелегко. Нужно обязательно дерзновение, нарушить сложившийся порядок, войти в храм, подойти на исповедь. И, если наше покаяние не формальное, а настоящее искреннее, реальное, мы откроем свою душу и покажем какие мы на самом деле. Стыд уйдет, потому что мы чувствуем спасительную благодать. И батюшка прочитает над нами разрешительную молитву, которая возвратит нас в общество, в церковь.

Господь вразумил своих учеников, кроме тех двух, и всех остальных, потому что ропот ни к чему хорошему не приводит. А может быть у них не хватало того дерзновения, что было у Иакова и Иоанна, подойти к Господу, с просьбой, но только не привилегированного положения, а прощения грехов и обретения благодати Святого Духа.

Сегодня память преподобной Марии Египетской. Образ ужасно грешного человека, который испытал все грехи мира. Мы читали на прошедшей седмице житие Марии. На самом деле, ее греховная жизнь похожа на нашу. Возможно, мы и не занимались такими делами как она. Но подход коварный присутствует в нас. В отличие от нас, она смогла увидеть свой грех, смогла увидеть, что ей мешает войти в храм, на место распятия Господа и Его Воскресения, подойти к животворящему Кресту. Физически не могла войти. Если бы мы не смогли войти в храм, что-то мешало бы нам переступить порог храма, в то время, как другие свободно заходят и выходят. Конечно, мы бы задумались, что не дает нам зайти в храм Божий, в святилище, в чистилище, в Святая святых, где не может быть ничего скверненного. Поэтому мы должны со страхом Божиим, перекреститься перед дверью храма с молитвой, чтобы Господь нас грешных впустил в дом Свой, и чтобы храм нас защитил и очистил.

Мария, придя в себя, увидела свои страшные грехи. Кстати, это не было через привычный нам способ отпущения грехов, через епитрахиль. Ее грехи были велики, она поняла, и совесть ее звенела, как хрусталь, она сердечно раскаялась во всем, что натворила.

Ее дерзновение помогло общаться с Божией Матерью. Рыдая она отошла в сторону и увидела икону Пресвятой Богородицы и обратилась к ней с молитвой: «О Дево, Владычице, родившая плотию Бога - Слово! Знаю, что недостойна я смотреть на Твою икону. Праведно мне, блуднице ненавидимой, быть отвергнутой от Твоей чистоты и быть для Тебя мерзостью, но знаю и то, что для того Бог и стал человеком, чтобы призвать грешных на покаяние. Помоги мне, Пречистая, да будет мне позволено войти в церковь. Не возбрани мне видеть Древо, на котором плотию был распят Господь, проливший Свою неповинную Кровь и за меня, грешную, за избавление мое от греха. Повели, Владычице, да отверзутся и мне двери святого поклонения Крестного. Ты мне будь доблестной Поручительницей к Родившемуся от Тебя. Обещаю Тебе с этого времени уже не осквернять себя более никакою плотскою скверной, но как только увижу Древо Креста Сына Твоего, отрекусь от мира и тотчас уйду туда, куда Ты как Поручительница наставишь меня». И Матерь Божия впустила ее к Своему Сыну. Мария вошла в храм, припала к камню помазания, на котором снятого с Креста положили Господа нашего, полили на него ароматы и обвили новой плащаницею и отнесли в гроб, поднялась на Голгофу, спустилась к Гробу Господню, кто там бывал, тот ясно может себе представить путь Марии в храме. Вышла и какая-то сила помогла ей принять твердое решение не возвращаться домой. Поутру пошла на Иордан. Купила хлеб на монеты, которые ей дал добрый человек. Когда мы читаем ее житие, и видим, как все совпадает с реальностью. В житие написано, что рано утром она вышла из Иерусалима и пришла в монастырь Иоанна Крестителя, это место на Иордане, где Иоанн крестил Господа. Там до сих пор стоит этот монастырь. Она участвовала в вечернем богослужении, в мужском монастыре нельзя остаться на ночь, поэтому она вышла, пошла на Иордан и отмыла себя. Образ крещения. Она смыла все свои грехи, а утром вернулась в монастырь, участвовала в богослужении и причастилась святых Таин Христовых. Затем снова спустилась к Иордану, каким - то образом перебралась на другой берег. Там в большой пустыне она жила до того времени, как ее нашел преподобный Зосима.

Старцу Зосиме она рассказала всю свою жизнь. Не только тот период, когда она грешила, но еще рассказала о времени искупления всех своих грехов. Сколько лет она грешила, столько же лет она боролась с искушениями. Борьба была реальной, путь покаяния всегда трудный. Разрушать легко, а строить трудно. Она разрушила свою жизнь грехом, а восстановить понадобились пот и кровь. Через год Зосима принес ей причастие. Она причастилась и умерла. А через год, когда Зосима пошел снова в пустыню в надежде увидеть опять святую Марию, он нашел ее мертвой. Она успела написать на земле как она умерла и попросила, чтобы он ее здесь предал земле.

Сегодня на последней неделя перед Страстной мы получили замечательный пример, как раз для нас, в образе преподобной Марии Египетской, что нам все возможно, если мы будем заниматься собой и каяться. А так же для нас пример сегодняшних двух учеников, как не надо поступать. Она тоже попросила. Возможно слишком вызывающе выглядит, сколько грешила, а придя к храму просила у Божией Матери: «Пусти меня к Источнику спасения, на место где Он страдал, где Он воскрес», для того чтобы Он, искупивший наши грехи, очистил ее. Она это поняла, апостолы еще не знали о искупительной жертве своего Божественного Учителя. Потом они все будут сострадать Христу, потому что ни одного нет апостола не пролившего свою кровь за Евангелие.

Мария так же проливала кровь и пот через покаяние.

Сейчас мы просим ее, чтобы она укрепила нашу веру. Мы переживаем уникальный момент в нашей жизни. Такого никогда не было. Люди боятся в храм ходить. Службы во многих храмах совершаются при закрытых дверях только священник и псаломщик. Что происходит? Говорят, что Пасхи не будет. Служба будет, а все будут смотреть ее по телевизору. Телевизор является инструментом нашего рабства. Почему надо смотреть через инструмент рабства настоящее богослужение? Почему бы нам не выключить его и не прийти всем в храм Божий. Через телевизор благодать не приходит, телевизор нас не причастит, телевизор не объединяет нас со Христом. Телевизор нас всегда обманывает, даже если он нам показывает что-то хорошее, это все равно виртуальная реальность, и мы в этом не участвуем.

Господь – это реальность, и Его Тело и Кровь тоже реальность, телевизор не может нам передать источник спасения. Поэтому, я надеюсь, что на Пасху и на Благовещение, в Лазареву субботу и в Вербное воскресение мы реально придем в храм.

Конечно, для этого нужно дерзновение и сила, потому что может остановить патруль, спросить куда идешь.

Помните роман Генрика Сенкевича «Камо грядеши?», когда Петр узнал, что отряды преторианцев обыскивают все дома, чтобы схватить его и Павла решил уйти из Рима. «… В предрассветных сумерках два странника шли по Аппиевой дороге к равнине Кампании. Одним из них был Назарий, другим – апостол Петр, который покидал Рим и гонимых единоверцев. Дорога была пустынна. Над седловиной между горами показалось солнце, и странное явление поразило апостола. Ему почудилось, будто золотой диск, вместо того чтобы подыматься все выше по небу, спускается с гор и катится по дороге.

– Назарий! Видишь это сияние – вон оно, приближается к нам?

– Нет, отче, я ничего не вижу.

– Смотри, Назарий, к нам идет кто-то, весь в солнечном сиянии.

Однако никакого шума шагов они не слышали. Вокруг было совершенно тихо. Назарий видел только, что деревья вдали колышутся, словно кто-то их тряхнул, и все шире разливается по равнине свет. Он с удивлением поглядел на апостола.

– Учитель, что с тобою?

Дорожный посох Петра, выскользнув из его руки, упал наземь, глаза были устремлены вперед, на лице изображались изумление, радость, восторг. Внезапно он бросился на колени, простирая руки, и из уст его вырвался возглас:

– Христос! Христос!

И он приник головою к земле, будто целовал чьи-то ноги. Наступило долгое молчанье, потом в тишине послышался прерываемый рыданьями голос старика:

– Камо грядеши, Господи?

Назарий не услышал ответа, но до ушей Петра донесся грустный, ласковый голос:

– Раз ты, Петр, оставляешь народ Мой, Я иду в Рим, на новое распятие.

Апостол лежал на земле, лицом в пыли, недвижим и нем. Назарий испугался, что он в обмороке или умер, но вот наконец Петр встал, дрожащими руками поднял страннический посох и, ни слова не говоря, повернул к семи холмам города. Видя это, юноша повторил как эхо:

– Камо грядеши, господин мой?

– В Рим. …»

Вот и мы об этом подумаем, что мы делаем, если оставили храм Божий.

Все, что сейчас выдумывают, патруль, задержание, штрафы, все это не имеет юридической силы, и не законно. Не бойтесь, Российская Федерация живет по законам. Есть закон, который обеспечивает нам свободу. Выше законов есть Конституция, которая обеспечивает нам возможность ходить в храм. Кроме, если Государство по важным причинам таким, как война или эпидемия объявит Чрезвычайное положение. Тогда да. Но сейчас мы видим хитрость.

Потому что если объявить Чрезвычайное положение, государству нужно будет взять на себя все наши нужды и выплатить всем компенсацию. А пока ничего такого не вводят, а только приказывают сидеть дома.

Государство ответственность на себя не берет, а запугивает и нагоняет страх. Какая-то двойная игра. Поэтому пока Конституция на нашей стороне, мы можем выходить из дома для участия в богослужениях.

Помните, когда Дамаск был закрыт, искали апостола Павла, чтобы арестовать его. А Павла спустили в корзине с городской стены. Когда надо, Господь всегда подскажет решение. Петр сидел в темнице, когда было надо, ангел пришел, его освободил.

Конечно, нам не надо поступать как Иаков и Иоанн - бессмысленное дерзновение, а надо поступать как Мария Магдалина, другая Мария и преподобная Мария Египетская, которая дерзновенно просила пустить ее к источнику жизни, потому что это было для нее как жизнь или смерть.

Мы тоже примем намерение изменить нашу жизнь, тогда Божия Матерь будет сопровождать нас к Сыну Своему и ко спасению.

Эти дни страшные в жизни Иисуса Христа, но они спасительные, и они только временные, лишь несколько часов. А дальше грядет Воскресение и жизнь вечная, которую Господь нам обещал. Аминь.

Накануне братия обители во главе с наместником архимандритом Василием совершили всенощное бдение.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»