Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. 22.03.2020

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная.

22 марта 2020 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Наместник Свято Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары архимандрит Василий (Паскье) в сослужении братии обители совершил Литургию святителя Василия Великого.

За богослужением пел монастырский хор регент иеродиакон Пантелеимон (Швецов) и хор воспитанников Воскресной школы монастыря руководитель Н.Н. Мальцевой.

Проповедь перед причастием произнес иеромонах Тивуртий (Шерушинин).

По окончании Литургии наместник, священство, братия и все молящиеся совершили поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню.

Затем отец наместник обратился к участникам богослужения с пастырским словом.

Сподобились дожить и подвизаться до середины поста. Наши отцы положили в это воскресение поклонение Кресту. Вчера торжественно вынесли на середину храма Животворящий Крест, для укрепления всех верующих, кто с благоговением встретил Великий пост, подвизается, воздерживается от скоромной пищи, совершает поклоны. Хочу напомнить, что тот Крест, который мы выносим на поклонение, имеет в себе частицу Животворящего Креста Господня.

Пост для нас очень важен. Господь дал нам свой Крест. Много можно сказать о сегодняшнем дне. Если внимательно слушать тексты богослужения, тогда мы поняли бы всю глубину сегодняшнего праздника. К сожалению, мало кто внимательно слушает что поют, что читают во время службы.

Посреди поста предлагаемый Господом Крест нам на поклонение, как дерево Жизни посреди рая, доступный для нас. Мы можем подойти и набраться силы от Него для продолжения подвига поста.

Вчера вечером, если вы слышали, мы пели тот же канон, что поется на Пасху. Те же ирмосы, те же песни, только не о Воскресении Христовом, а о Его подвиге. Но мелодия подобна, как мы поем на Пасху.

Если бы мы были очень внимательны на богослужении и вчера и сегодня, наверняка должны бы почувствовать предвкушение Воскресения Христова. К сожалению, сейчас все быстро прочитывается, а довести до сердца каждого человека нет заботы.

Перечитайте текс если есть возможность и желание.

На малой вечерни первый тропарь напоминает песнь на Литургии Преждеосвященных Даров. «Ныне Небесные Силы….»: «Ныне ангельская воинства / копиеносят Древо честное, благоговейно окружающа, / и вся созывающа верныя на поклонение. / Приидите убо постом просветившиися, / припадем ему радостию и страхом, / верно зовуще: / радуйся честный Кресте, мира утверждение».

Торжественный вынос Креста, как и на Литургии Преждеосвященных Даров священник выходит с Дарами. Первый тропарь вводит нас в понимание происходящего. Крест как Престол, на котором висел Господь, дает нам искупление грехов и Сам Он вход в Царство Небесное.

Проходя поприще поста, мы стараемся искупить своим подвигом накопившиеся грехи, мы хотим возвратиться туда, откуда наш праотец был изгнан.

Стояло дерево посреди, чтобы Адам и Ева получали от него продление своей жизни. Они и так имели жизнь вечную, имели доступ, но не на то дерево они смотрели.

Господь от Святого Духа и Девы Марии пришел в наш мир, искупить грех Адама. Сам взошел на это древо – Крест, который стал для нас Животворящим. Крест, который укрепляет нашу веру, дает нам жизнь вечную. И в середине поста Господь дает нам возможность укрепиться в вере через поклонение Кресту.

Кто пришел сегодня в храм, наверняка, все постились, молились. Для некоторых это было настоящим подвигом. Люди, которые осознали, что согрешили и приняли твердое решение, этим постом начать исправлять свою жизнь. Сегодня подошли ко Причастию, получили прощение грехов и доступ до Вечной жизни. В сегодняшний праздник Господь дает нам Крест, для утешения и укрепления, чтобы мы с новыми силами продлили свой подвиг до самой Пасхи.

Отцы, которые составили богослужебные тексты этого праздника, позволили нам почувствовать вкус Пасхи.

Канон напоминает именно тот канон, который прп. Иоанн Дамаскин писал для празднования Пасхи.

Надеюсь, что вы все с верою и любовию приступили к Причастию святых Христовых Таин, чтобы быть причастниками жизни вечной.

Мы переживаем не простые дни, когда наступает угроза жизни человеческой. Кто-то очень боится, кто-то не очень. Надо сказать, что угроза реальная, люди страдают и умирают. В нашем крае пока все спокойно. Средства массовой информации нагнетают обстановку, докладывая каждый день, где сколько человек умерло от этого вируса. Но, надо быть трезвым, и понимать, что когда говорят про Китай, что у них погибло несколько тысяч, то надо знать численность населения Китая – это миллиарды людей. Надо просто посчитать в процентном соотношении. Тогда мы поймем, что не так уж и много.

А может быть Господь испытывает нашу веру. Например, мы видим, сколько сегодня реально пришло народа в монастырь на Литургию, многие причастились. Почему никто не боялся, потому что мы верим, что Тело Христово не может убить, а может только исцелить от болезней. И кланяясь и лобызая Крест, мы знаем, что это Животворящий Крест Господень. Все кто пришел, я уверен, у них нет сомнений. Но есть, которые не пришли, намного меньше народа в храме. Обычно во время поста по воскресениям храм переполнен, а сегодня мы видим храм свободен. Значит есть люди, которые сомневаются в силе Тела и Крови Христовых, в силе Причастия, в силе благодати Божией. Господь испытывает свой народ, кто придет, кто уклонится от страха. Суд Божий свершается сегодня. Кто овцы, которых Господь призовет к Себе, а кто козлы, про которых Господь скажет не знаю вас.

Понятно, что напрасно Бога искушать не надо, но верить необходимо.

Сегодня утром, когда готовился к проповеди, читал свежую информацию, и о том что я прочитал хочу сейчас вам рассказать. С одной стороны печальная история, но с другой стороны она открывает нам глаза на происходящее. На одном из островов Греции один верующий митрополит был арестован за то, что служил Божественную литургию. В Греции запретили служение в храмах. Заставили закрыть все храмы, а один служил в храме в честь Воздвижения Креста Господня. Митрополит, конечно, никого не зазывал. Сам только со своим окружением скромно совершал Литургию. Но его обвинили, что он двери храма открыл, и люди свободно могли туда зайти, и что, колокольным звоном привлекал внимание. Митрополит в полицейском участке, нашел оправдание для себя, сказал, что от своего вышестоящего начальства не получил никаких письменных указаний. Его, конечно, после допроса отпустили, но уголовное дело возбудили. Вам это ничего не напоминает? Страшное время в России, когда запрещали собираться людям, когда запрещали службы в храмах, запрещали проповеди. Времена возвращаются? Но наше время коварнее. Потому что благовидный предлог закрыть храмы. Нельзя ходить в храмы, потому опасно, опасно причащаться, опасно звонить в колокола.

У нас в России, например при императрице Екатерине II, когда гуляли страшные эпидемии, когда тоже реальные люди умирали, но храмы не закрывались. Весь народ причащался, и звонили во все колокола. Чтобы люди молились, где бы они не находились. А кто не боялся собирались, выносили из храмов святые мощи, чудотворные иконы, кресты и шли Крестным ходом по весям, особенно туда, где много было зараженных больных, молились, пели Богу и гоняли инфекцию и победили. А сейчас власть запрещает собираться в Крестные ходы. Не пришло ли время борьбы Силы Божией с силой тьмы? И противостояние пришлось, как раз на праздник поклонения Кресту.

Крест – это весы правосудия. Особо на русском кресте есть косая перекладина, которая обозначает два пути. Один вверх, другой вниз. Это и есть весы правосудия. Кто пойдет вверх, в Царство Небесное, а кто-то вниз. Кто будет овца, а кто козел.

Не даром мы собрались у Креста в преполовении Великого поста. Можно определить, кто куда пойдет. Конечно, мое желание, чтобы все здесь присутствующие пошли на небо. Мы же пришли причастились. И наша исповедь главное в том, что мы не побоялись и пришли в Храм. Не побоялись выйти из квартир. Многие сейчас живут в своих четырех стенах и боятся выходить.

Суд Божий свершился над теми, кто не побоялся зайти в храм, поклониться кресту, приложиться к святыням, причаститься, и не только.

Пусть Господь укрепит и нашу веру и даст нам здоровье.

До Пасхи еще несколько недель, пусть Господь укрепит нашу веру.

Сегодня же Церковь вспоминает праздник Сорока мучеников Севастийских. Редко выпадает этот праздник на воскресение. Обычно это происходит посреди седмицы, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров, печем жаворонков. В этот день всегда холодает, напоминая нам о мучении Севастийских мучеников. Но они укрепляют нашу веру. Сорок мучеников, как сорок дней поста. Они пострадали, не уклонились от испытания. До конца, до смерти остались преданными Богу в Которого верили. Только один ушел, как Иуда, думая спасать свою шкуру, встретил смерть, и тот неверный убежал от своих товарищей, соблазнившись горячей баней на берегу, и погиб. А оставшиеся в ледяном озере, конечно они страдали по-настоящему, свой крест донесли до конца. Они видели свет Царствия Небесного впереди, знали, что через страдания получат вечную жизнь. Евангелие увещевает нас к мученичеству: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:25). Те, кто видят дальше, Царствие Божие, те не бояться потерять временную жизнь, ради спасения. Один из 40 мучеников от слабости, от маловерия и самолюбия, оставил место страдания и погиб. А остальные пошли на добровольную смерть, а получили вечную жизнь. Как Иуда отошел от Господа, а когда увидел, что натворил, не выдержал и удавился. Лишил себя окончательно пути спасения. Если бы покаялся, как Петр покаялся, тогда мог вернуться к жизни вечной.

Ни один из нас не может сказать, что совершенно безгрешен, все мы грешные. Но мы признаем, что исцеление и избавление от грехов только через Иисуса Христа, пострадавшего на Кресте. Если мы верим и принимаем Его в свою жизнь, тогда мы тоже участвуем в спасении.

Сегодня Господь приглашает нас на Свой Крест. Мы, как и Он, должны подняться на Крест – это путь нашего спасения.

Пройдя половину поста, немного очистившись подвигами, немного уставшие, а Господь хочет нас еще выше поднять.

Вспомним народ в пустыни, уставший и изможденный от переходов, «Пришли в Мерру — и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька… И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою» (Исх. 15, 23-24) Древо как образ Креста.

Для нас пост тоже становится горьким, постимся все с трудом и, часто с ропотом от неприятных ощущений в организме, но Крест Господень дает нам исцеление. И что для нас быдло горьким станет сладким. Господь приглашает нас «Вкусите и видите, яко благ Господь» (Пс. 33:9).

Теперь, когда Крест лежит посреди храма, давайте подойдем к нему с верою, примем Его в свою жизнь. Причастившись, почувствуем, как благ Господь. Древо, которое ныне посреди нас, это древо жизни, это именно то дерево, которое видел Иоанн Богослов в своем Откровении, когда видел новый Иерусалим, а там посреди Рая видел Животворящий Крест. Только через это древо, только через него мы получим вечную жизнь.

Сейчас совершается Суд Господень, и наша участь зависит только от нас.

Паника и страх не решит наших проблем.

Призываю всех быть верующими, приступать без страха к Источнику исцеления. Причащайтесь, прикладывайтесь к Кресту Господню, как к Древу вечной жизни. Аминь.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»