Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя вторая Великого поста, святителя Григория Паламы и "Державной" иконы Божией Матери. 15.03.2020

Неделя вторая Великого поста, святителя Григория Паламы и "Державной" иконы Божией Матери.

15 марта 2020 года, в Неделю вторую Великого поста, в день памяти святителя Григория Паламы архиепископа Фессалонитского, в праздник "Державной" иконы Пресвятой Богородицы, наместник архимандрит Василий в сослужении братии, совершил Божественную литургию и молебен Пресвятой Богородице в Троицком соборе обители. 

По окончании Литургии было совершено молебное пение перед образом Пресвятой Богородицы "Державная"

 По окончании богослужения отец наместник обратился к собравшимся на богослужение с пастырским словом.

Сегодня Церковь вспоминает обретение иконы Божией Матери «Державная», которая явилась, когда император Николай II отрекся от престола в смутное время для России. Божия Матерь через явление своей иконы показала, что не оставит русский народ без попечения.

Сегодня так же Вторая неделя Великого поста - святителя Григория Паламы, который был афонским монахом и стал архиепископ Фессалоникийский в Греции и защищал монахов, их духовный подвиг, сакральную религиозную практику, цель которой переживание непосредственного единения с Богом – «исихия». Монах в келии в молитве искал Божией благодати и Его Свет. Святитель утверждал, что этот Свет нетварный, и появляется от Божественного существа. Так называемая Божественная энергия. На этом святитель Григорий и ставил свой акцент – Нетварный Свет.

Свет, который Иисус показал на горе Фавор, преобразился и излучал такой свет, что те апостолы, которые были с Ним упали на землю. Свет, который присутствует в писании, присутствует в нашей жизни, но мы его не видим, потому что живем в грехах, в мире сем и не знаем покоя. Мы как сосуд с мутной водой, который все время трясется, муть в воде не может осесть и не дает воде посветлеть. Мы ничего не видим. Исихия – жизнь в молитве и посте, дает монаху время на успокоение, и муть в сосуде оседает, и вода становится прозрачной, и тогда сквозь такой прозрачный сосуд может пройти свет. Бога никто не видел. Его можно узнать только через Иисуса Христа, который показывает нам образ Отца. Но Свет Божий всегда присутствует в нашем мире. Свет является энергией, Его сущностью.

Каждый день мы машинально читаем и не замечаем, что именно читаем в Символе Веры, который состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина или догмат нашей православной веры. Так вот второй догмат гласит: «И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша» Именно слова «Света от Света» что значат для нас? Григорий Палама защищал тех монахов, которые этот Свет Божий видели. Свет пришел и просветил их. Свет, который видел Моисей на горе Синай. Когда он спустился с горы, его лицо светилось таким Светом. Когда непослушный народ не принял заповеди Моисея, писание нам говорит, что вся гора была в дыму от огня. Значит Бог явился в этом Свете.

Если мы хотим видеть Свет, конечно, надо связать себя со Христом.

Каждый вечер после утрени, первый час заканчивается молитвой: «Христе, Свете Истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир, да знаменается на нас свет лица Твоего, да в нем узрим Свет Неприступный: и исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Твоея Матере, и всех Твоих святых, аминь.» Но мы не обращаем внимания. Так и духовная жизнь проходит мимо нас.

Суть христианской жизни не целование икон, не исповедь, не пост, а обретение Духа Святого. Хотел вам напомнить беседу преподобного Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым Симбирским помещиком, биографом преподобного. Мирянин, кстати, ни монах, ни священник, мирской человек, имеющий семью, детей, большие мирские проблемы:

«– Каким же образом, – спросил я батюшку отца Серафима, – узнать мне, что нахожусь в благодати Духа Святого?

– Это, ваше Боголюбие, очень просто! – отвечал он мне. – Потому-то и Господь говорит: вся проста суть обретающим разум... Да беда-то вся наша в том, что сами-то мы не ищем этого разума Божественного, который не гордится, ибо не от мира сего есть...

Тогда отец Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне:

– Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою!.. Что же ты не смотришь на меня?

Я отвечал:

– Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!..

Отец Серафим сказал:

– Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! И вы теперь сами так же светлы стали, как я. …»

Как говорит нам псалитирь: «Во свете Твоем узрим свет » (Пс.35:10). Мы просим, Его Свет, как солнце быть видимым для нас.

Преподобный Серафим сказал собеседнику: «Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть. …» Дух Святой помогает нам видеть Господа, как Он есть. Видеть Его и не умирать. Апостолы видели на Фаворе Иисуса Христа во Свете, в такой степени, насколько могли, чтобы не умереть.

Здесь есть момент духовного состояния, который мало, кто испытывал в своей жизни. Находиться в Свете и все видеть. Когда мы находимся в темном подвале, мы ничего не видим, а стоит возжечь светильник и становится все ясно видно. Такое мистическое состояние, которое дает человеку увидеть Бога Духом Святым – Свет Божий, который есть Христос.

В течении поста, во время совершения Литургии Преждеосвященный Даров, священник берет с престола зажженную свечу и кадило, символизирующие Свет Божественный и произносит сначала: «Премудрость. Прости» - что значит сосредоточьте свое внимание, духовную бдительность, и потом, осеняя всех этим светом, произносит «Свет Христов просвещает всех». Раньше крещение называли просвещением, через крещение человек обретает Свет Христов. Свет, который будет ему Светильником во тьме этого мира, просветит ему путь – к Свету Истины.

Да, суть нашей жизни –это стяжание Святого Духа. А Господь сказал, что вечная жизнь является знанием Бога Истинного. Именно знание Духом Святым – это суть нашей жизни. Знание Бога.

Сейчас мы с вами затронем очень деликатный момент духовной жизни, который понятен может быть только людям, которые почувствовали Бога в молитве. Как Нафанаил под смоковницей искал Господа в писании, и произошла встреча, соединение духовное.

Знание здесь подразумевается не интеллектуальные знания, как математика, физика, химия, то есть холодные знания не нуждающиеся в любви. Господь говорит совершенно о другом знание.

Брачное знание. Такое знание происходит в Чертоге Божием, духовном Чертоге. В Ветхом Завете знание означало совокупление. Когда брачное совокупление происходят между двумя людьми – это значит они познали друг друга. В духовной жизни есть тоже брачное совокупление с Богом. Оно связано с любовью, когда мы так любим Бога, что соединяемся с Ним на Брачном Чертоге. Скоро будем петь перед иконостасом: «Черто́г Твой ви́жду, Спа́се мой, украше́нный, и оде́жды не и́мам, да вни́ду в онь: просвети́ одея́ние души́ моея́, Светода́вче, и спаси́ мя.» Действительно наша духовная жизнь имеет действительно брачные отношения с Богом. Не просто жить церковной жизнью, но искать Его, Истинного Бога. А искать Его и познать Его – это и есть совокупление духовное.

Господь говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Иоан.6:56) – это и есть совокупление с Богом. Когда мы объединяемся. И для подтверждения слов о том, что знание, это и есть совокупление, в Библии про Деву Марию, Матерь Божию, написано, что Иосиф не знал Ее. Есть такое понятие о знание. Когда муж и жена знают друг друга, потому что они как единое тело, без сомнения это и есть совокупление. Чтобы понять, надо искать Бога в молитве, именно в умной молитве. Святитель Григорий Палама защищал тех монахов, которые видели Господа, видели Свет Его. Свет Христов так просвещал их жизнь, что когда они начинали молиться, их келии были в Свете, как преподобный Серафим Саровский или преподобный Макарий Великий и другие. Они при помощи молитвы достигали обожения. Человек создан по образу Божию, значит человек тоже Свет. Свет внутри нас. Как Адам, мы этот Свет закрыли одеждой, греховной одеждой, которая не дает увидеть нам Свет.

Сам Господь сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:21), значит и Свет тоже внутри нас. Как его освободить? Чтобы наш внутренний свет соединился со Светом Божиим, «Во свете Твоем узрим свет » и Господь «Света от Света» просвещает всех, которые ищут Его.

Второе воскресение Великого поста Господь через отцов Церкви Господь открывает нам новое окно в нашей жизни – это «исихия», та молитва, при помощи которой нам возможно увидеть Его, как Он есть. И это возможно только любовью. Только если, действительно, любовь притянет нас в соединение с Господом.

Когда молодой человек влюблен, что он только не преодолевает, безграничная сила в нем открывается. Пусть такая сила будет у нас, чтобы мы от любви могли совершать подвиги, даже не ощущая, а так, словно бы естественное наше состояние. Он любит и так поступает, он любит, и ничто не может ему преградить дорогу к любимой. Для нас –так же должна быть желанна встреча с Богом. В Его Свете мы увидим Свет, Его энергию, Его благодать. И пусть Господь согревает наше сердце, как молодой жених хочет присоединиться к своей невесте, мы и мы возжелаем, и это будет наше духовное движение к Богу, любить Его и быть с Ним один на один, и знать Его, Истинного Бога.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»