Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. 08.03.2020

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия.

8 марта 2020 года в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, в день памяти первого(IV) и второго(452) обретения главы Иоанна Предтечи, наместник Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары в сослужении братии совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия.

Учение о почитании икон, основанное на св. писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

Чин Торжества Православия установлен в Греции в память окончательной победы над иконоборцами.

Установление праздника связано с событиями Константинопольского собора 843 года, созванного императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания в Византийской империи. После церковного собора, осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание в империи, Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста, бывшее в 843 году.

 За богослужением пели монастырский хор, регент иеродиакон Пантелеимон (Швецов) и хор воспитанников Воскресной школы монастыря под руководством Мальцевой Надежды Николаевны. 

На сугубой ектении были произнесены особые прошения "о единстве Святого Православия".

Проповедь перед причастием произнес игумен Тихон (Першев).

 По завершении Литургии архимандрит Василий возглавил чин Торжества Православия.

 По окончании богослужения отец наместник поздравил всех молящихся с праздничным днем и обратился с пастырским словом, посвященным духовному значению праздника Торжества Православия.

К сожалению, сказал он, в данный момент мы видим в так называемом православном мире очень много раздоров, расколы, неблагоустройство и позор.

Очень трудно соблюдать границы православия потому что, во первых мы сами живем во грехах. Сами мы от православной веры далеко, сколько мусора: суеверие, язычество или даже отсутствие веры. Нечему удивляться, что в XXI веке мы еще не пришли к единству. Потому что истинного подхода к Господу мы не нашли.

В Евангелии от Иоанна мы сегодня слышали о Нафанаиле, истинном Израильтянине, в котором не было никакой порчи. Самая главная мысль в этом Евангельском чтении - отношение между Нафанаилом и Господом. Вера Нафанаила кардинально отличается от веры Филиппа.

Филипп прежде Нафанаила встретил Господа и по-простому сразу поверил. Побежал и сказал другу своему Нафанаилу: « мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Иоан.1:45). Нафанаил, читал и хорошо знал Писание, и первое, что сказал, ты меня не обманешь, там про Назарет ничего не написано, в писании написано, что Он будет из Вифлиема из рода Давидова. И пошел посмотреть о Ком говорит Филипп. Очень интересно, что от нескольких совсем простых слов Иисуса: «… прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». (Иоан.1:48) Нафанаил понял и утвердил, что это именно Тот Кого они ждали.

Предположим, что Филипп шел к Нафанаилу, а тот был под деревом, мог же Иисус его увидеть из далека, под смоковницей, как Нафанаил сидел и что-то читал. Но Нафанаил «подлинно Израильтянин», его не так просто обмануть. Значит, что-то там произошло, под деревом.

Давайте рассуждать. В то время истинные Израильтяне все ждали Господа и искали Его в Писании, в Пятикнижие, в толковании слов пророков. Их любимое занятие, в тени смоковниц с широкими листьями искать Господа. Нафанаил один из них. Раскрывал книги и искал Его, думал о том, когда Он придет, от куда, увижу ли я Его. Под смоковницей Нафанаил искал в Писании образ Христа, когда Господь сказал «Я видел тебя». Может быть, углубившись в Писание Нафанаил увидел Христа в видении. И когда Господь сказал «Я видел тебя», было что-то для Нафанаила очень личное и мистическое. Не просто я тебя видел, нет, а под деревом в размышлении при чтении Писания у Нафанаила была встреча с Господом. Но она была в уме, в душе. Как вдруг, Тот, Которого он видел тогда под деревом предстал перед ним. «Я видел тебя». И сразу Нафанаил понял, что Того, Которого он искал в писании сейчас стоял перед ним наяву.

Нафанаила трудно было обмануть, и поэтому, когда пришел Филипп, тот сказал ему, подожди, подожди, ты меня не обманешь, «… из Назарета может ли быть что доброе? ...» (Иоан.1:46) Действительно, Нафанаил был очень осторожен, подумаешь, кто-то сказал, что его видел под смоковницей. Но там у Нафанаила уже была встреча в размышлении в искании Иисуса Христа, и когда Иисус сказал «Я видел тебя», у Нафанаила глаза открылись, и без сомнения без разбирательств он все оставил и пошел за Господом. В этом он был действительно истинный, никакой фальши в нем не было. Нам с Нафанаилом даже нечего равняться. Кто в чтении или в молитве ищет Господа, кто ждет Его второе пришествие. Мы, скорее всего, живем попроще. Увидели, приняли и пошли за Ним. Но искания не у всех.

Сегодня в праздник Торжества Православия есть о чем подумать. Оправдывать себя, что мы члены православной церкви, не достаточно. Мы видим, что мир православный разделен. В Москве православие, в Константинополе православие тоже, и в других местах православие. Каждый считает себя православным. Константинополь так же празднует сегодня Торжество Православия. Где же разница? Разница находится в нашем сердце. Если мы без лукавства и оправданий, как Нафанаил, будем искать путь спасения, будем искать Господа, тогда Господь нас найдет.

Фарисеи во времена Иисуса Христа тоже были хранителями православия, а смотрите что произошло. Осудили, предали Его демону, распяли Его, и все за сохранение чистоты веры. Так что под словом «православный» можно подразумевать все что угодно. Но быть православным, как Нафанаил, - это когда происходит встреча, когда действительно, мы увидели Иисуса Христа, и как Нафанаил, все оставили и пошли за Ним.

Сейчас мало, кто готов оставить все и идти за Христом. Не редко мы видим, как Господь зовет человека, а тот медлит. Например: Господь годами зовет человека в монастырь, это один из путей спасения, а когда приходит время принять решение, какие только мысли не лезут в голову, и какие только причины не преграждают путь этому человеку. Еще рано, у меня дом есть, там что-то течет, что-то сломалось. Мы найдем на земле тысячи причин, чтобы не идти за Иисусом Христом. Вроде мы православные, вроде мы исповедуем, но когда Господь зовет, у нас всегда находится основание, чтобы не идти за Ним.

Не зря Церковь в первую неделю поста празднует Торжество Православия. Вчера мы вспоминали великое чудо великомученика Феодора Тирона по сохранению народа православного в чистоте. К нам это имеет непосредственное отношение. Мы тоже живем в неправославном мире. Можно сказать, что сейчас мир ненавидит православие. Мы это видим. Те расколы, которые происходят в Церкви, как раз происходят под влиянием мира сего. Соблазн властью, положением, деньгами и т.д.. А истинный человек, который хочет идти за Христом, не поддастся таким искушениям. Пусть он будет бедным, будет страдать, но он всегда уверен - его богатство на небесах.

Первая неделя прошла, многие из нас готовились ко причастию, исповедались, приняли Тело Христово, и готовы идти дальше. Подвизались и почувствовали себя православными. Но одного не забудьте, может быть и православный человек, но еще и грешный человек.

Не гордитесь православием в себе, наоборот, посмотрите внимательно на свою жизнь, на самом ли деле я православный человек? Может быть во мне еще есть такие вещи, которые не совместимы с православием.

Господь дал Моисею 10 заповедей. Их должно было хватить, чтобы прийти ко Господу. Нет, нам не хватило. Моисей своей рукой подписал еще тысячу заповедей, которые нам даже не понятны, как правильно соблюдать то и то. И это не помогло спасать народ, пока не пришел Иисус, Который соблюдал все эти заповеди, но принес нам другую заповедь, единственную – любовь. Любовь, как лобзик, которым были написаны первые заповеди на камне. А любовь люди не нашли. Десять заповедей не хватило, чтобы люди поняли суть этих заповедей, надо было прийти Иисусу Христу и и показал настоящую Любовь.

Под впечатлением праздника Торжества Православия можно одной строкой написать себе, по примеру послания апостола Павла к Коринфянам: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:1-4), большими буквами, ЕСЛИ Я БУДУ САМЫМ ПРАВОСЛАВНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ В МИРЕ, А ЛЮБВИ ИМЕТЬ НЕ БУДУ, ЗНАЧИТ Я НИКТО. Этих слов нам будет достаточно, чтобы определить православие в человеке. Если я праведник и соблюдаю все заповеди, но любви не имею - я никто. А если я хочу быть православным, мне надо обрести любовь. Любовь введет меня в глубины православия. Любовь подскажет мне, как правильно поступать. Блаженный Августин сказал: ««Люби – и делай, что хочешь». Но люби! Одна заповедь - Люби, и все действия будут от любви. Если нарушается любовь, значит что-то не так. Если ты православный, но нарушаешь заповедь о любви, ты не православный. Ты православный не потому, что ты православно веришь, не потому, что ты православно поклоняешься, не потому, что ты православно крестишься или что-то соблюдаешь, но потому, что ты любишь - ты православный человек!

Сегодня Евангелие от Иоанна, апостола любви, через встречу Господа с Нафанаилом показало нам именно это. Нафанаил был «Подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» (Иоан.1:47), потому что он искал с любовью в Писании. У него был один инструмент – Писание. И там он нашел Господа. И когда Господь явился, тот понял, что Он действительно Тот, Которого они искали и ждали, даже не сомневался.

Так что, дорогие мои, подвизайтесь с любовью. Какой смысл поститься и осуждать брата, который не постится. Какая польза нам будет молиться всю ночь на коленях и ругать своих соседей, мужа или жену, детей. Так что любовь – это главный критерий нашей православной веры.

Любите друг друга и исполняйте заповеди Божие. И станете истинно православными людьми.



Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»