Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя сыропустная. Чин прощения. 01.03.2020

Неделя сыропустная. Чин прощения.

1 марта 2020 года, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, наместник монастыря архимандрит Василий (Паскье) в сослужении братии совершил Божественную литургию.

Проповедь перед причастием прочитал игумен Вениамин (Куликов).

По окончаниии литургии отец наместник обратился к собравшимся с просьбой поблагодарить Бога за возможность начать пост в чистом храме, особенно алтарь, который буквально за два дня отмыли и очистили. Отцы и братия объединились и Господь помог. Когда человек собирается совершить доброе дело, а Господь «И дела приемлет, и намерение целует» (Свт. Иоанн Златоуст).

Получилось, с Божией помощью, чистый понедельник мы начинаем в чистом храме.

Дай Бог, чтобы наши души были такими же светлыми, как наш храм сегодня. Для этого будем подвизаться.

Слава Богу за то, что Он помогает тем, кто любит благолепие Дома Божия. В заамвонной молитве на литургии именно эти слова мы слышим: «Благословляяй благословящыя Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающыя, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящыя благолепие дому Твоего: Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою, и не остави нас, уповающих на Тя …».

Благодарю всех прихожан, которые пришли помогать обителив эти дни.

Конечно, для монастыря эта красота не бесплатна. Чтобы поднять леса до свода храма нам понадобилось полмиллиона рублей. А казна монастыря пуста, но Бог поможет, пошлет добрых людей, которые захотят поучаствовать в благолепии Дома Божия, чтобы мы могли расплатиться за работу. Господь благословит, тех кто любит благолепие дома Его.

После Божественной литургии в монастыре братия совершила чин прощения. Отец наместник прочитал молитвы на начало Великого поста, испросил у братии и у всех прощение за возможную обиду или искушение, за невнимание или лишнее слово и обратился к верующим с пастырским словом.

В начале Великого поста прочитаю вам несколько строк из «Слово святителя Иоанна Златоуста на начало Святой Четыредесятницы, об изгнании (из рая) Адама и о дурных женах».

Он начинает свое слово так, что понятно, как это будет заканчиваться на Пасху, вспомните его слова которое мы читаем на Пасхальном богослужении: «…Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; … Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!» Как приятно начинать поприще Великого поста такими словами святителя: «Нас ожидает, возлюбленные, богатая духовная трапеза, почерпаемая из божественных Писаний. Не тленными яствами изобилует она, но сладостью истинного учения. От нее пита¬ются и насыщаются наши души не насущным хлебом, но небесными мыслями; она не опьяняет вином, но воспламеняет дух и воздвигает сердца; здесь не предлагаются мяса, подверженные разложению, но вкушаются радости и удовольствия небесные. Эта трапеза совершается не под звуки флейт и цитр, — здесь звучат мелодии боголюбезных псалмов и гимнов. Созерцание блудных плясок не услаждает здесь чувственных очей, за то очи сердца горят любовью к небесному царству. Нет места кривляниям мимов и развратных людей там, где свирели пророков воспламеняют сердца наши внимать душеполезному учению. На чувственной трапезе внешний человек ввергается в легкомыслие, смех и пучины невоздержания, а здесь (не только нет ничего подобного, но) и внутренний человек возбуждается к любви боговедения и, возвышаясь над всеми житейскими суетами и помехами, возводится на единый царский путь вечной жизни. Если на чувственной трапезе употребит кто яства в излишке, то являются последствия — боль желудка, вздутие внутренностей и тому подобные страдания; на духовной же трапезе напротив: если кто насладится ею в избытке, тот получает возможность и жизнь свою исправить, и совершить богоугодное дело; и тем большее получается наслаждение, чем больше было усердия в насыщении. Или опять: если на той трапезе ты употребишь вина вдоволь, то и в ногах чувствуешь тяжесть, и зрение тебе изменяет, и язык твой отказывается тебя слушать, а из твоей груди вырываются частые рыкания; для друзей ты становишься смешон, в глазах рабов теряешь уважение, как будто в вине ты потопил свою душу. Совсем не таковы последствия духовной трапезы, — но если ты обильно вкусишь ее даров, то пойдешь прямой стезей в исполнении заповедей, данных тебе от Господа, очами сердца узришь неземные блага, а из глубины сердца твоего отрыгнешь добрые учения, согласно с словами пророка: излило сердце мое слово благое (Пс. 46:2); твои друзья почувствуют к тебе уважение, а домашние увидят тебя добрым, ласковым и кротким. Итак, рассмотрим пользу этой духовной трапезы, полюбуемся на ее небесное благолепие, насытимся вдоволь ее неоскудевающей сладости. Послушаем ее гимнов и песней, — ведь ее гимны прогоняют демонов, а песни низлагают начальника тьмы. Вострубите в новомесячие трубою: в торжественный день праздника вашего (Пс.80:4). Настал пост — любезный апостолам, настал пост — украшение мучеников, настал пост — сожитель монахов, настал пост, уставы которого исполнял Сам Господь, обитая на земле. И если хочешь, возлюбленный, послушай, какими венцами украшен пост. Адам, не соблюдши поста, был изгнан из рая и получил повеление обрабатывать землю, порождающую терния. Современники Ноя, не соблюдши поста, испытали всю тяжесть негодования Божия и были истреблены всемирным потопом. А сам Ной, допустив небольшое послабление в воздержании, обнаженный повергся пред своими сыновьями. Исава невоздержание лишило прав первородства и отеческого благословения. Сыны Израилевы, не соблюдши поста, лишились небесной утехи и божественной благодати. Теперь ты знаешь, что потерпели нарушители поста и воздержания; узнай же и то, какой чести и милости удостоились те, которые его почитали и сохраняли. Воздержание снискало Моисею достоинство законодателя, и поставило его во главе народа. Постничество вознесло Илию на огненной колеснице на небо, а его всечестную милоть сделало драгоценнее царской багряницы. Воздержанием Даниил во рве заградил уста диких зверей и из их пасти вышел невредимым. Воздержанием украсившись, три отрока потушили печь, разженную седмерицею, и пламень обратили в веяние влажной прохлады. Подвижник воздержания, Иоанн, наречен большим среди пророков и удостоился крестить во Иордане Господа славы. Но что говорить о пророках и праведниках? Сам Христос подвигом воздержания низложил врага и нам дал в нем оружие попирать его. Поэтому, примем   

пост, как драгоценный дар, святое сокровище, изображение истины, начало благочестия, основу духовного учения, умерщвление страстей, отгнание греха, бич пророков, сподвижника детства, губителя демонов, запрещение диаволу, низложение идолов, украшение церкви, силу царей, похвалу иереев, вразумление мужей, целомудрие жен, воспитание чад, свободу рабов, утешение бедных. Кто, возлюбив пост, не был прославлен? Кто, соблюдши его, не был возвеличен? Кому его исполнение не доставило блаженства? Кто, укрепившись им, не победил искушений? Кто, вняв его призыву, не только не получил чести от людей, но и не отвратил от себя гнева и негодования Божия? Ахаав, вооружившись им, не избавился ли от грозного гнева Божия? Будучи осужден на съедение птицам и зверям и на то, чтобы псы лизали кровь его, и омывали блудницы (3Цар. 22:38), благодаря посту он избег смертной опасности, так что тогда пост оказался сильнее пророка. Разве не постом ниневитяне, от человека до скота, отвратили угрозу, изреченную на срок трех дней, и оставили бездейственным слово пророка Ионы? Разве не подвигом воздержания пророки достигали созерцаний и видений Бога Вседержителя и презирали и провещали будущее как настоящее? Разве не им вооружались апостолы, когда во всю землю вышло вещание их и в концы вселенной - слова их (Пс.18:5)? Разве и мученики, не им облекшись, разрушали храмы и алтари и курения идольские и ни во что вменяли угрозы гонителей? Разве не из любви к нему преподобные оставили мир и все его прелести и, обитая в пустынях и горах и пещерах и пропастях земных, по апостолу Павлу (Евр.11:38), самолично низложили диавола и его воинства? Будем же и мы сохранять пост, эту пристань душ, врачество тел, умирение помыслов, умерщвление страстей, — пост который ограждает чужое имущество, предупреждает обиды сиротам, является заступником вдов, не позволяет нам погрязать в житейских суетах, жизнь смертных делает равно-ангельской, научает прилежать закону Божию день и ночь. О нем именно говорит пророк Захария, раскрывая его громкую славу: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством (Зах.8:19). Видите ли, как пост обращается в праздник? Слышите ли, какова его слава и его венцы? Убедитесь же, как возвышает он своих исполнителей в любви духовной. Вы хотите глубже проникнуть в его смысл? Откройте уши вашего сердца, вникните в духовные песни, изливающиеся из источника бессмертия вечно текущими струями. Что говоришь ты, пророк? Какого Израиля ты разумеешь — плотского или (духовного, т.е.) душу, ведущую Бога? Оскверненного запрещенными жертвами или возрожденного учением апостольским? Приносящего кровь быков и баранов или возносящего бескровную жертву — Агнца, вземлющего грех мира? Служащего истуканам вместо Бога, или от алтарей и идолов плененного в сыновство духовное? Очевидно, (здесь речь) о новом и крещением просвещенном народе, очищенном водою и огнем. И чрез Исаию пророка Господь громко взывает: новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их (Ис.1:14). Очевидно, новый народ призывается пророком пользоваться благами поста (вместо прежнего): не то, чтобы Бог совершенно отвергал посты, молитвы, новомесячие и субботы, установленные для евреев, но Он чувствовал к ним отвращение. Своими беззаконными делами (иудеи) отверглись Бога, Его избранников, возвещавших пришествие Его Единородного Сына, они безжалостно одного убивали деревянной пилой, другого бросали в грязный ров. Да что говорить о пророках? Они и Самого Владыку своего распяли как преступника и умертвили, говоря: это наследник; пойдем, убьем его (Мф.21:38). Видишь отчуждение, к какому привели их собственные преступления? Не Господь отверг их, они сами себя сделали чуждыми той близости к Богу, какой удостоены были их отцы…..»

 Действительно, Адам был так близок к Богу, и стал так далеко. Сегодня мы вспоминаем изгнание Адама из Рая за непослушание. Господь когда творил мир, в последнюю очередь создал человека, соделал его венцом творения. Господь устроил ему и особое место на земле — сад в Едеме на востоке в южной части месопотамской равнины, между Вавилоном на севере и Персидским заливом на юге. Место это можно назвать колыбелью человечества. Господь Бог, поселив человека в раю и заповедал ему возделывать и хранить Едемский сад.

Адам был создан образом и подобием Бога. Господь хотел, чтобы он был как Бог, но постепенно, со временем. Адам был еще младенец, только что родился. Это был шестой день творения. А по преданию Адам даже не дожил до шестого часа в раю, как демон, бывший самый блестящий из всех ангелов, возревновав Адама, в образе змея искусил его.

Господь с любовию сотворил человека и дал такую власть своему творению, что дьявол так искусился, так возревновал творение. Тот, который из глины стал венцом творения. Решил отомстить и подошел к Еве. Жена, которая должна быть помощницей Адама, которая должна была ухаживать за Адамом, стала властвовать над ним. Дьявол все точно рассчитал, он знал к кому идти. Недавно в одной из своих проповедей отец Димитрий Смирнов сказал, что женщина слабая умом. Шум возмущения поднялся на него. А свт. Иоанн Златоуст так же говорит, что дьявол подошел к Еве, потому что она была слабая умом, и ему было легко обмануть ее. Конечно, дьявол пришел в образе змея, хитрого и скользкого, обладающего силой гипноза. Обманными льстивыми речами подошел к жене. И та, которая создана помогать Адаму, встала на сторону дьявола, взяла запретный плод, а когда ее глаза открылись, она действительно, увидела мир по-другому. Подошла к своему мужу и соблазнила его. Что произошло потом, мы все знаем. Глаза первых людей действительно открылись. Они увидели себя, как они есть. Они увидели, что они согрешили, сразу совесть проявилась в них. Когда Господь пришел в рай искать Адама: «Адам, где ты?», тот спрятался. Прятаться было бесполезно, Адам нашел слова оправдания: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». Он признал, что попал под власть своей жены. Он должен быть главой и принятие решений было за ним, а попал под власть. Так бывает, когда слабое господство попадает под власть своего окружения, царство ослабевает и попадет в плен.

Господь изгнал Адама не от злости, а для того, чтобы спасать его. Для того, чтобы он больше не навредил себе и раю. И Адам стал чужой. Животных, которые подчинялись ему в раю, стал бояться. Он испытывал страх, а жена стала родить в болезнях, и они познали смерть.

Если бы не было такого искушения, то от Адама и Евы рождались бы дети не во грехах, а для того чтобы рай умножался великолепием и святые дети узнавали Господа, как следовало бы. «вы будете, как боги», но стали непослушными отступниками.

Теперь в течении поста мы надеемся, что новый Адам – Иисус Христос поможет нам возвратиться в рай. Если мы сейчас подобие Адама, потому что мы испытываем на себе и непослушание, и грех, но мы имеем возможность возвратиться в рай, если мы будем послушны Новому Адаму, будем идти по его стопам, если мы возьмем свой крест, тогда Господь откроет нам врата райские.

В Великий Пяток перед Крестом, во время чтения Евангелия, услышим удивительную песнь «Разбойника благоразумнаго», который признал Господа на Кресте и сказал ему: «Помяни мя, Господи, егда приидеши в Царствие Твое!», и услышал в ответ: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:40-43). Именно этим Господь открыл двери Рая. И мы с надеждой входим в Великий пост. Будем бороться, голодать, для того чтобы Господь открыл в нас жажду не к физической пище, которая особо ничего не дает, по словам Иоанна: «боль желудка, вздутие внутренностей и тому подобные страдания», но к небесной пище, которая даст нам спасение. И мы в течении поста будем стараться принимать небесную пищу, а телесную пищу ограничить и в количестве и в качестве.

Давайте настраивать себя на прием Хлеба Небесного, от него мы получим прощение грехов и жизнь вечную. Аминь.

После чего вся братия и прихожане испросили у наместника и друг у друга прощение.

А вечером, архимендрит Василий с братией молились в Введенском кафедральном соборе г. Чебоксары, где Глава Чувашской митрополии, митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава совершил вечерню с чином прощения.

Митрополит Варнава, епископ Игнатий и духовенство Чебоксарской епархии испросили друг у друга и у народа прощения.

По окончании чина Владыка митрополит благословил каждого пришедшего на богослужение на прохождения поприща Великого поста.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»