|
09.02.2020
Память Новомучеников и исповедников Церкви Русской.9 февраля 2020 года в Неделю о мытаре и фарисее, празднование памяти
Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Божественную Литургию в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары возглавил наместник обители архимандрит Василий (Паскье).
Ему сослужили: игумен Вениамин (Куликов) и иеромонах Африкан (Яковенко).
По отпусте Литургии был совершен молебен новомученикам и исповедникам Церкви Русской, по окончании которого иеродиакон провозгласил "Во блаженном успении вечный покой, подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, во дни лихолетия безвинно убиенным, страдания и истязания претерпевшим, в изгнании и заключении горькую смерть приемшим, ихже имена Ты Сам, Господи, веси, и сотвори им вечную память", весь народ поддержал троекратным пением "Вечная память".
По завершении богослужения отец наместник прочитал собравшимся свою статью – предисловие к книге о новомучениках и исповедниках Земли Русской, пострадавших в ХХ веке от безбожной власти на территории Алатырской епархии, которая скоро выйдет в свет.
Кровь мучеников – это семя христианства.
Десять лет назад неожиданно для себя стал председателем Комиссии по канонизации святых Чувашской митрополии.
Осознание важности Комиссии, которую я возглавил стало приходить ко мне постепенно. Одна из целей ее – распространять известность новомучеников и исповедников Церкви Русской в Чувашском крае и стремиться к усилению почитания их.
В 2000 –ом году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви приняли решение о прославлении для общецерковного почитания в лике святых Собора новомучеников и исповедников Российских XX века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. Собор рассмотрел материалы о 1090 подвижниках.
Глава Чувашской митрополии, митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, распределил храмы и монастыри, где стали совершаться соборные торжественные богослужения в честь того или оного Чувашского святого, ориентируясь на место их страдания, или служения, или рождения.
Прошло десять лет, как я возглавляю комиссию, и могу констатировать, что почитание новомучеников с трудом набирает обороты. Священники, а за ними и паства не проявляют интереса к новомученикам и исповедникам, даже к своим землякам. И без церковно-административного принуждения думаю, что работа бы совсем не двигалась.
Единственный день, действительно торжественный в соборном почитании наших святых – это, когда все архиереи митрополии во главе с митрополитом Варнавой, множество священнослужителей и боголюбивых христиан собираются на Божественную литургию в День памяти Новомучеников и исповедников Российских в Земле Чувашской просиявших, в праздник, отмечаемый ежегодно в третье воскресенье после Троицы на, так называемом, «Чувашском Бутово», месте страдания и захоронения новомучеников Чувашских в поселке Первомайский Алатырского района Чувашской Республики.
Алатырская исправительно – трудовая колония № 1 НКВД Чувашской АССР, п/я 34/1 была в советское время одной из самых засекреченных. Образована в 1928 году на 24-м километре Сурско-Люльской железнодорожной ветке, просуществовавшая до 1964 года. Специализировалась на лесозаготовках и изготовлении продукции из дерева. Здесь покоится прах десятков тысяч невинноубиенных, людей разных сословий, вероисповеданий и национальностей. Среди тех, кто лежит в безвестных могилах на окраине поселка Первомайский, сотни пострадавших за веру. Точную цифру и сегодня не знает никто. Установлено, что среди погибших около 80 церковнослужителей, четверо – Игнатий Лебедев, Михаил Самсонов, Димитрий Воскресенский и Тамара Сатси – причислены к Собору новомучеников и исповедников Российских. Под каждым самым маленьким бугорком – человеческие останки. Узников, умученных непосильным трудом и условиями содержания, голодом и болезнями, хоронили не в гробах – просто в ямах. Друг на друге.
Почитание новомучеников в Чувашии начиналось с установки 2009 году поклонного креста при участии епископа Савватия. Потом скромные богослужения, Божественная литургия под открытым небом, в небольшой тряпичной палатке. Теперь место страдания исповедников Чувашских обретает достойный вид. В 2019 году установлена красивая металлическая сень, в самом поселке завершается строительство храма в честь Новомучеников и исповедников земли Русской – это первые плоды будущего мемориального комплекса в честь исповедников Земли Чувашской.
Я много думал-думал, почему не получается массовости почитания новомучеников. Писатель, теолог и апологет II века Тертуллиан писал: «кровь мучеников, – это семя христианства». Без сомнения верю в это. И возрождение, которое мы видим в Русской Православной Церкви связано с кровью Новомучеников и исповедников XX века. Семян было много, но плодов пока нет.
Сам Господь сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Иоан.12:24,25). Он это сказал перед собственной смертью.
Нельзя не вспомнить послание к римским христианам священномученика Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского на пути из Сирии до Рима.
Святой Игнатий Богоносец опасался, чтобы римские христиане не начали ходатайство об отмене царского повеления о его казни. Поэтому он так настойчиво просит в Послании к ним: «Я пишу церквам и всем сказываю, что добровольно умираю за Бога, если только вы не воспрепятствуете мне. Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым…» Священномученик Игнатий был растерзан львами в 107 году на арене Колизея, в царствование Траяна.
Наше зерно пало в землю, почему нет всходов и почитание холодное?
Вспоминаю свои юные годы, когда пахал землю и сеял пшеницу. Были случаи, когда зерно обильно засыпанное в землю не давало всходов. Ходил много раз на поле, ждал, проверял зерно не испорчено ли, терял надежду и сеял еще раз. Но в один день, вдруг, всходили все семена. Тогда я понял, земля была не готова, не прогрета.
Новомученики и исповедники – это зерно упавшее в землю. А мы, как холодная земля, не готовы к всходам.
В этом и заключается моя работа, как председателя комиссии по канонизации святых.
Надо умножать знания о подвиге новомучеников, чтобы любовь к ним пришла в сердца людей. А когда многие почувствуют это, тогда увидим всходы – плоды страдания наших исповедников. Тогда мы и сами будем готовы следовать за ними, а значит за Христом, взяв свой крест.
И мы станем, как нам Господь и сказал: «Не бойтесь и не страшитесь… И вы Мои свидетели» (Ис.44:8). Вспомним, что «свидетель» в переводе с греческого и есть мученик.
Тогда наступит время жатвы.
Часто, почти всегда, мы видим, что с добрыми всходами появляются и сорняки. Сорняки – это паразиты, которые будут расти среди хорошего зерна пшеницы, используя труд служителей. Можно испугаться массовости сорняков, но Господь сказал: «Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы Я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою (Матф.13:30).
Самое главное, нам надо разогреть эту землю любовью.
Величаем вас, / святии новомученицы и исповедницы Земли Чувашския, / и чтим честная страдания ваша, / яже за Христа во утверждение на Руси православия // претерпели есте.
В заключение призвал всех разогреть свое сердце, полюбить новомучеников, относиться к ним как к родным.
Чем больше мы будем гореть в почитании их, тем быстрее мы увидим плоды их страдания.
Нельзя пропускать эту уникальную возможность. У нас в Чебоксарах есть храм новомученикам Российским, сегодня там торжества во главе с митрополитом Варнавой.
Исповедников в Чувашии не мало, прославлены больше 10, а еще множество пострадавших, чьи имена мы не знаем. Какая разница знаем мы имена или нет, если мы все равно их не почитаем. Давайте начнем с тех, которые уже прославлены в лике святых мучеников Земли Русской. Скоро память священномученика Адриана (Троицкого), родившегося и послужившего Господу на Чувашской земле, учившегося в Чебоксарском Духовном училище, трудившегося пономарём в храме Архангела Михаила и закончившего здесь свой земной путь в городе Йошкар-Ола и погребен в безвестной общей могиле в годы лютых испытаний. До сих пор на службы новомучеников приходят десяток прихожан и несколько священников. Чем больше мы будем почитать наших святых, тем больше они будут ходатайствовать за нас перед Богом.
Действительно они упали в землю, как зерно. Мы земля, и если нет плодов они в этом не виноваты. Виноваты мы своей холодностью. Разогрейте почву своего сердца, дайте возможность их крови стать семенем христианства.
Они пролили свою кровь и отдали свою жизнь не зря, но для возрождения в наше время новой Церкви, чтобы Господь, жнец нового урожая, открыл нам путь в Царство Небесное. Надеюсь, что нас там будет много.
Жатвы много, рабочих мало, с Божией помощью ангелы придут нам помогать собирать плоды, но самое главное, чтобы мы были все вместе в Царствии Небесном. Аминь.
Материалы по теме: |
|||
Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»
|