Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 33-я по Пятидесятнице, память преподобного Евфимия Великого. 03.02.2020

Неделя 33-я по Пятидесятнице, память преподобного Евфимия Великого.

02 февраля 2020 года в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, память преподобного Евфимия Великого (473), наместник архимандрит Василий (Паскье) в сослужении братии совершил Божественную литургию в Троицком соборе Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары.

Проповедь после запричастного стиха произнес игумен Тихон (Першев).

По завершении Литургии отец наместник обратился к прихожанам с пастырским словом.

Сегодня Церковь вспоминает преподобного Евфимия Великого. Мало кого Церковь называет «Великим». Одним из немногих стал преподобный Евфимий, иеромонах, игумен палестинского монастыря, в далеком V веке, с удивительным житием, до сих пор почитаемый во всем мире.

Его родители много лет ждали детей, молились. Наконец, Бог дал им Евфимия.

Евфимий – от греческого глагола радуюсь, утешаюсь – в переводе значит: благодушный, веселый.

Потому что он родился после многих молитв и терпеливого ожидания. Отец мальчика вскоре отошел ко Господу, и маленького Евфимия мать привела к епископу Евтрию. Тот сразу распознал печать благодати Божией на этом ребенке, крестил его и вскоре сделал чтецом в своей церкви. Будущий святой воспитывался в доме епископа в духе добродетели и почитания Священного Писания. Очень рано он был приучен со страхом Божиим совершать богослужение в урочные часы и непрестанно молиться в сердце. Мальчик выходил из дома только для того, чтобы посетить подвизавшихся в округе монахов. Он так преуспел во всех добродетелях, что уже в 29 лет был рукоположен в священный сан и поставлен начальником над всеми монастырями епархии.

Надо помнить, что в то время наступило мирное время в Церкви после 40 лет страданий от арианской ереси и гонений. Царь Константин и его мать царица Елена уже обрели Крест Господень, место рождения Иисуса Христа – Вифлием и Голгофу, место Воскресения Господня - Гроб Господень и поставили на этих местах великолепные храмы. Туда начиналось паломничество. Так и молодой человек Евфимий пошел на Святую Землю поклониться всем этим местам, а обратно уже не вернулся. Ушел в пустыню и поселился близ Фаранской лавры, основанной столетием раньше преподобным Харитоном. Это чудесное место, есть вода, несмотря на пустыню, и рыба водится до сих пор. Монастырь там существует и ныне. Один русский монах восстановил место подвига преподобного Харитона, живет там и встречает многочисленных паломников.

Преподобный Евфимий жил в уединенной пещере, напротив лавры прп. Харитона плел корзины из пальмовых листьев, чтобы никого не обременять заботой о себе.

В это время между преподобным Евфимием и подвизавшимся поблизости другим отшельником, преподобным Феоктистом, возникла глубокая духовная близость.

По традиции, начавшейся еще от прп. Харитона, оба подвижника каждый год после праздника Богоявления уходили на весь Великий пост, до Вербного Воскресения, глубже в пустыню близ Мертвого моря. Однажды Господь привел их к замечательной пещере, находившейся на склоне утеса. Они тотчас сделали ее своим жилищем и превратили в церковь Божию, освятив молитвами и песнопениями. Там они прожили некоторое время в полной безвестности, питаясь только произраставшими вокруг дикими травами. 

Преподобный Евфимий отличался кротостью и смирением, имел великую ревность по Богу и подвизался, как написано у пророка Иеремии: «распашите себе новые нивы и не сейте между тернами» (Иер.4:3). Значит он так духовно трудился, чтобы в его сердце никакие мысли никакие страсти не могли загасить доброго семени.

О преподобном Евфимие мы знаем много, благодаря его ученику преподобному Кириаку, который в конце своей жизнь передал все, что знал о Евфимие своему ученику – преподобному Кириллу. Тот запоминал все и записывал. Так дошло до нас подробное жизнеописание подвижников пустыни. И сейчас у нас есть возможность читать Палестинский патерик.

Такой пересказ из уст в уста мне напоминает создание книги нашего владыки митрополита Варнавы «С Богом всегда легко». Так же он нам рассказывал, про себя, про Сергиеву лавру, про людей, которых знал, про святых, с которыми общался, а мы его рассказы записали и собрали в книгу.

Так же и преподобный Кирилл смог написать Патерик, потому что много знал от прп. Кириака – ученика прп. Евфимия Великого.

Преподобный Евфимий близок мне. Потому что более 40 лет назад, когда я начинал свой монашеский путь, именно эту книгу, которую мы сейчас читаем на братской трапезе «Палестинский патерик», мне дали для прочтения, как подготовка к постригу. Мне было вдвойне интересно читать этот Патерик, а там повествуется не только о прп. Евфимии, но и о прп. Савве Освященном, о Кириаке отшельнике и других палестинских преподобных, потому что я знал, что после пострига мы поедем жить на те места, в Палестину. Я с удовольствием и любопытством читал, и дорого сердцу было, узнав о настоящих монахах отшельниках, побывать в местах их подвигов.

Работы Кирилла Скифопольского, монаха и историка Церкви, содержат важные и подробные сведения о жизни и местах аскетических подвигов святых. Руководствуясь только этой книгой, можно было безошибочно найти в пустыне пещеры и расщелины первых монахов.

Мы так и ходили по пустыни, и нашли именно то место, где подвизались преподобные Евфимий и Феоктист. Это оказалось такое глубокое, узкое ущелье, и опасное тем, что если дождь идет где-то выше, например в Иерусалиме, то вода стекает по таким ущельям к Мертвому морю, и они быстро наполняются. Если кто-то оказался внутри в это время, вода смоет все на своем пути. Да эти места очень опасны, но с другой стороны значит, туда никто не ходит. И именно поэтому Евфимий и Феоктист нашли там для себя пещеру. Подвизались днями и привязывали свои руки, чтобы в бдении находиться всеми ночами, только по субботам и воскресениям принимали скудную пищу. Скоро, однако, Господь открыл их уединение для пользы многих людей: «Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем…» (Матф.5:15). Так и случилось с Евфимием. 

Сначала их нашел местный пастух. Пастухи, перегоняя свои стада (только зимой и ранней весной можно паси стада овец в пустыни, когда там еще есть зелень), нашли их пещеру и рассказали в селении. Это было начало большого движения в Палестине. К отшельникам начали стекаться люди, искавшие духовной пользы. С тех пор жители близлежащей деревни почитали за честь заботиться о пропитании людей Божиих, а монахи Фаранской лавры стали посещать их и многие желали поселиться в этом месте. Постепенно возникло монашеское общежитие.

Тот пастух, как сын Агарь, прародительницы арабов, но в то время мусульман еще не было потому что Мухаммед пока не родился, был язычником. Рассказывал в своей деревне про этих отшельников.

И однажды, к святому явился предводитель некоего бедуинского племени, жрец, которого звали Аспевет, что значит «глава конницы». Он, услышав о подвигах монахов в пустыне, привел к преподобному Евфимию больного сына. Тот исцелил ребенка, осенив крестным знамением. Варвары, видевшие это чудо, были потрясены. Они бросились к ногам подвижника, умоляя наставить их в учении, которое дает человеку власть над смертью, и просветить их светом святого крещения. Так сильно Аспевет поверил в учение преподобного, что тут же в пещере была сооружена купель, покрестили его и миропомазали. Предводитель бедуинского племени, нареченный Петром, сделался пламенным проповедником христианства среди рассеянных по всей Палестине бедуинов.

Преподобному Евфимию всеобщая известность мешала пребывать в уединении, и он старался уйти от всех в еще более далекую пустыню. Но святой был не только монах – отшельник, но и церковный деятель.

Однажды, когда Аспевет привел к нему множество сарацин, желавших принять крещение, преподобный находился в безмолвии и даже в субботу не пришел в обитель. Но Аспевет был тверд и сказал Феоктисту, настоятелю монастыря, что преподобный обещал мне, когда я буду к нему обращаться, тогда он будет исцелять. Феоктист передал эти слова преподобному.

Евфимий вспомнил, что, действительно, он обещал Аспевету, и тогда сказал, что я выхожу из своей молитвы и иду на встречу. После того и было крещения множества сарацин.

Со временем множество сарацин, желавших принять крещение и стать духовными овцами Христовыми не хотели более покидать святого. Они раскинули шатры поблизости, их стан превратился в городок со своим храмом, а его епископом стал Аспевет-Петр.

Потом, через два века, когда на эти места напали арабы, жители православного городка почти все стали мучениками.

Для нас подвиг преподобного Евфимия имеет важное значение. Он заложил основы главных правил, которые мы сейчас соблюдаем. Например богослужение наше совершается по уставу Иерусалимскому, а Евфимий один из основателей этого Устава, потом дополнил его Савва Освященный, но у истоков был Евфимий.

Авва требовал, чтобы иноки хранили молчание в церкви во время Богослужения и на трапезе.

Безусловно, он учил своих монахов послушанию. Однажды один из иноков отказался исполнить назначенное ему послушание. Несмотря на то, что преподобный, призвав его, убеждал повиноваться, инок упорствовал. Тогда преподобный громко воскликнул: "Увидишь, что бывает наградой за неповиновение!". Инок упал на землю в припадке беснования. Братия стала просить за него авву, и тогда преподобный Евфимий исцелил непокорного, который, придя в себя, просил прощения и обещал исправиться. "Послушание, - сказал святой Евфимий, - великая добродетель. Господь любит послушание больше жертвы, а непослушание приводит к смерти".

Два брата в обители святого Евфимия тяготились суровым образом жизни и задумали бежать. Провидя духом их намерение, преподобный призвал их и долго убеждал оставить пагубное намерение. Он говорил: "Не следует слушать мыслей, вселяющих печаль и ненависть к месту, в котором живем, и внушающих желание перейти на другое место. Пусть инок не думает, что, перейдя в другое место, он достигнет чего-либо хорошего, так как доброе дело достигается не местом, а твердой волей и верою. И дерево, которое пересаживают часто на другое место, не приносит плодов"

Преподобный наставлял свою братию: "Знайте, что желающим проводить иноческую жизнь следует не иметь своей воли, всегда находиться в послушании и смирении, а в уме иметь память смертную, бояться Суда и огня вечного и желать Царства Небесного". Юным инокам преподобный заповедовал с внутренним Богомыслием соединять телесный труд. "Если миряне, - говорил он, много трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью и, кроме того, дают милостыню и приносят жертвы Богу, тем более мы, иноки, должны трудиться, чтобы избежать праздности и не кормиться чужими трудами".

Преподобный Евфимий был настоящий молитвенник, поэтому его назвали Великим.

Он очень близок моему сердцу, потому что я прожил в этих местах, где он подвизался, десять лет. Я узнал о нем, когда мне было лишь 20 лет. Сейчас я очень доволен, что мы нашли на русском языке именно ту книгу, которую я когда-то читал, и с братией мы ее читаем на трапезе.

Слава Богу за все.

Про Евангелие сегодня говорить не буду, отец Тихон нам рассказал много. Мы теперь знаем о Закхее и фарисее. Я только по этой теме хочу рассказать вам православный анекдот. 

Возвращаются дети из Воскресной школы, бабушка их спрашивает:

- Что вы там сегодня узнали?

- Мы сегодня узнали о фарисее.

- О, это хорошо!

- Но, ведь это было так давно. Бабушка, сегодня можно где-то увидеть живого фарисея?

- В следующее воскресение пойдемте в храм, там их полно.

Это, конечно, смешно, но пусть название «Фарисей» к нам не имеет отношения.

Лучше быть, как Закхей. Его любопытство не грех, но любовь. Он почувствовал, что Человек, Который приближается может изменить его жизнь.

Хорошо бы и с нами случилась такая встреча.

Пусть Господь придет к нам. А прежде, мы возымеем желание увидеть Его, и ради этого готовы будем подняться на дерево, чтобы посмотреть, кто там идет. Когда, у нас действительно будет любовь и желание увидеть, тогда мы услышим: «Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лук.19:5). А потом, чтобы мы так же поступили, как Закхей. «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лук.19:8). Почему он так отреагировал? Да потому, что он нашел что-то намного значительнее, чем его богатство. Материальное богатство Закхею стало не нужно, потому что он встретил Христа.

Вот в чем суть сегодняшнего Евангелия. Если мы найдем Христа, то сможем поступить, как Закхей. Земные блага нам будут не нужны. Останется ценным для нас, только следовать за Христом, как Закхей это сделал. И чтобы мы услышали: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лук.19:9), и чтобы мы стали истинные дети Авраама, отца всех верующих. Аминь.

Накануне, в монастыре было совершено всенощное бдение. На утрене, архимандрит Василий совершил помазание освященным елеем всех молившихся за богослужением.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»