Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 16-я по Пятидесятнице. 06.10.2019

Неделя 16-я по Пятидесятнице.

6 октября 2019 года в Неделю 16-ю по Пятидесятнице В Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары Божественную литургию возглавил наместник архимандрит Василий (Паскье). 

Ему сослужили братия обители эконом игумен Вениамин (Куликов) и просфорник иеромонах Тивуртий (Шерушинин).

 На богослужении пел хор монастыря регент иеродиакон Пантелеимон (Швецов) и детский хор воспитанников Воскресной школы при монастыре руководитель Надежда Николаевна Мальцева . 

На сугубой ектении были произнесены особые прошения "о единстве Святого Православия", по сугубой ектении отец Василий совершил молитву о мире и преодолении междоусобной брани на Украине. 

Проповедь после запричастного стиха произнес игумен Вениамин. 

По завершении Литургии отец наместник обратился к собравшимся с пастырским словом. 

Сегодня Церковь вспоминает Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

В Евангелии от Луки это событие подробно описано. «Во дни Ирода, царя Иудейского был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных». (Лук.1:12-20) На Востоке семья без детей считалась наказанной Богом за какие-то тайные грехи. Позор не распространялся на тех, кто ради Царства Небесного принял решения не иметь детей. Так называемый Назорей — человек, принявший обет воздерживаться от употребления вина и не стричь волос.

Упоминание о назореях содержится в Ветхом Завете. Так про Самсона говорится «младенец сей будет назорей Божий» (Суд. 13:5), пророк Самуил был посвящён Богу на всю жизнь «на все дни жизни» (1Цар. 1:11). Назореи сами по себе, подобно пророкам, служили примером самоотвержения и святой жизни (Амос. 2:11, 12).

В Новом Завете назореем в Евангелии называется Иисус Христос (Мф. 2:23). Наиболее известным из назореев был Иоанн Креститель (Лук. 1:15), который не пил вина и вёл крайне аскетический образ жизни в пустыне.

Его родители до старости прожили без детей. Отец – из еврейского сословия священнослужителей в иудаизме, состоящее из потомков рода Аарона - коэн, по нашему иерей.

Осенью по еврейской традиции начинается новый год – Рош ха-Шана. Люди в это время желают друг другу "Шана това уметука!" - Хорошего и сладкого года.

Но какой сладкий год может быть, когда у пожилого священники праведного пред Богом и живущего беспорочно нет детей!

Надо здесь отметить, что недалеко после дня наступления нового года по еврейскому календарю отмечается Йом-Киппу́р - «День искупления», «Судный день»; «день Всепрощения» — в иудаизме самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов. В этот день запрещены не только работа, как в субботу - Шабба́т, но и приём пищи, питьё, умывание, наложение косметики, ношение кожаной обуви и интимная близость. Пост — полный отказ от еды и питья — обычно начинается за полчаса до захода солнца кануна праздника и заканчивается с наступлением вечера через сутки — после появления на небе третьей звезды. Традиционно в этот день верующие иудеи проводили большую часть дня в усиленных молитвах и в обязательном порядке посещая синагогу, а так же храм Господень.

Именно в этот день выпала Захарии «чреда служить пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а всё множество народа молилось вне во время каждения», - и скорбь старого священника обратилась в сладость. Он обрел надежду на рождение ребенка.

Две традиции связаны с этим праздником.

В праздник Йом-Киппур в Иерусалимский храм приводили жертвенный скот: овна во всесожжение, тельца и двух козлов (Лев. 16). Первосвященник бросал жребий и, по его выбору, первого из козлов закалывали в жертву вместе с тельцом (за грехи священника и народа), их кровью освящали скинию, а туши позже выносили и сжигали вне стана; а на второго козла первосвященник символически возлагал грехи всего еврейского народа и его уводили в пустыню (Лев. 16:20—22). Он там оставался незащищенный, один с дикой природой, и быстро бывал растерзан зверями, отсюда и название— «козёл отпущения». Считалось, что за год грехи прощены, новый год начинается с чистой душой. Но, видимо, эта жертва была бесполезна, козла съедали звери, а прощение грехов не наступало, до того времени пока не появился «Агнец Божий», который взял на Себя грехи всего мира и, который за всех нас пострадал – Спаситель, Сын Божий.

В то время, когда Захария кадил в храме, «Явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.» (Лук.1:12-20)

Была еще одна традиция в Иерусалимском храме. В день Йом-Киппу́р, приравненный к нашему прощеному воскресению, первосвященник должен был, войдя в Святая Святых, со страхом и трепетом произнести имя Божие. Которое больше никто не мог произносить «Аз есмь Сущий» и никто не знал, как правильно это делать. В этот раз произносить имя Божие должен был Захария, но слово у него отнял Архангел Гавриил до времени, и тот ничего не мог произнести. «Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.» (Лук.1:21,22).

Наверное, Захария не произнес имя Божие потому, что сын его, который вскоре родится, покажет кто есть тот, который несет имя Божие. Русский художник Александр Андреевич Иванов изобразил Евангельский сюжет «Явление Христа народу», как Иоанн Предтеча показывает на Иисуса Христа всем окружающим.

Осень это всегда печальное время, увядания. Но сегодня мы празднуем зачатие Иоанна Крестителя, через которого в свое время все узнают ни козла отпущения, а Агнца Божия, который возьмет на Себя все наши грехи.

 

А воскресное Евангелие говорит нам о том, как Господь вышел на проповедь. И очень интересные слова сегодня мы слышали: «Однажды, когда народ теснился к Нему, …» (Лук.5:1) Моя мечта, чтобы в наше время люди так же теснились в храме, «чтобы слышать Слово Божие» (Лук.5:1). На самом деле, в тот раз было столько народа, что Он вынужден был в лодке отплыть от берега и оттуда проповедовать. Он, конечно, знал, что по воде звуки распространяются далеко. Нам-то в монастыре это хорошо известно, когда праздник на той стороне Залива, все звуки по воде легко входят в монашеские стены. Господь использовал такой эффект, чтобы множество народа могли хорошо Его слышать, как на Амфитеатре. Даже в песнопениях отражено, церковь поет: «Глас Господень на водах…».

Господь проповедовал, народ слушал. Господь подбирал Себе учеников, и, наверное, выбрал уже, только они еще не догадывались. Лодка, в которой проповедовал Господь, принадлежала Симону. Закончив учить: «сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.», а тот уставший, проработав весь день, хотел уже идти домой отдыхать, «Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали», роптал – роптал, но послушал: «по слову Твоему закину сеть.» (Лук.5:5). «Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.» (Лук.5:6). Петр, простой человек, понял, что это не обычный человек, и у него вырывается: «…выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лук.5:8). А Господь утешал его непонятными пока словами: «не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лук.5:10). Мы знаем из Евангелия, что и Петр, и его товарищи, и другие люди, которые видели это, пошли за Иисусом. Если взять как прообраз великое множество рыбы, которое поймал в тот вечер Петр, - это будет множество народа, который через Петра откроет для себя спасение и Царство Божие.

 

А в послании апостола Павла мы сегодня слышали, как Павел представляет себя истинным служителем Божиим: «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем. Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено.» (2Кор.6:3-11).

Евреи и ныне более ненавидят Павла, чем Иисуса Христа. Они считают его изменником. Думают, что он изменил закон и создал христианство. Нет. Христос явился ему и дал ему понять суть закона Моисея, суть всех пророков. Павел был, действительно, истинный проповедник. За ним шли очень много людей и евреи и язычники, потому что Павел владел не только еврейским языком, но знал и греческий, который был в то время популярным.

Мало, кто имеет такую веру, как у апостола Павла. Его гоняли. Святой апостол Павел воспитывался в Тарсе при ногах Гамалиила (Деян. 22: 3). Гамалиил, в последствии, сам принял христианство и был крещен апостолами Петром и Иоанном. Учитель Гамалиил, Павел и Стефан – все они были друзья по учебе. Стефан первый принял веру христианскую и был убит. Участвовал, хоть и косвенно, в убийстве его друг, Павел. Он охранял одежду тех, которые избивали Стефана камнями. Павел все видел, а Господь видел его сердце. Видел, что он фарисей из фарисеев. Павел был ревнитель. Но направление было ложным, до тех пор, пока не слетела чешуя с глаз, пока он не увидел истину. После явления ему Господа, Павел стал апостолом, который больше всех трудился, проповедовал и оставил писаний. Большая часть книги Новый Завет – это послания апостола Павла.

От начала индикта мы уже праздновали Рождество Пресвятой Богородицы, сегодня мы вспоминаем Зачатие Крестителя Господня Иоанна. Все ведет нас ко спасению.

Осенью начинается все заново. Слово Божие сажается в наше сердце, как в добрую почву. За зиму семя найдет свое место, укрепиться, а весной, когда солнце прогреет землю, и наше сердце, семя пустит корни и начнет пробивать еще замерзшую землю и расти.

Вот, что должно происходить в нашем сердце. Как Господь предлагал Петру сегодня идти на глубину, так для нас глубина, это не озеро, а глубина нашего сердца. Не бойтесь находится там и бросать мрежи. Мрежи – это наша вера. Господь сказал бросайте, мы бросаем. И если наша вера крепкая, будет плодов много. В наше сердце поднимем множество рыбы - благодеяний – Божию благодать, потому что Царство Небесное находится внутри нас. Аминь.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»